Доклад о переходном процессе за 2014 год Инновации в переходном процессе

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Uzbekistan-RU.jpg) top left;" title="Узбекистан">

Основные события

  • Темпы экономического роста в Узбекистане остаются высокими. В 2013 году был вновь достигнут внушительный прирост ВВП в размере 8%, чему способствовал целый ряд факторов, включая диверсификацию маршрутов экспорта газа и благоприятные условия в денежно-кредитной сфере. В 2014 году рост экономики несколько замедляется.
  • Государство по-прежнему активно вмешивается в банковскую деятельность. Хотя в стране действуют несколько иностранных банков, государству все еще принадлежат около 70% банковского сектора.
  • Ставки налогообложения для физических и юридических лиц постепенно снижаются. Правительство проводит политику постепенного расширения налоговой базы и снижения налогов; так, ставки индивидуального подоходного налога, налога на прибыль и отчислений из фондов оплаты труда предприятий к 2014 году стали существенно ниже, чем они были в 2000 году.

Ключевые приоритеты на 2015 год

  • Бизнес-среда остро нуждается в улучшении. Высокие издержки предприятий серьезно сдерживают приток иностранных инвестиций и снижают конкурентоспособность. Хотя в рейтинге делового климата, приводимом в докладе Всемирного банка «Doing Business», Узбекистан в 2015 году улучшил свое положение на 8 позиций, он по-прежнему остается в самой нижней части списка, занимая 141-е место из 189 стран.
  • Роль государства в функционировании банковской системы необходимо сократить. Целевое кредитование под льготный процент нарушает условия межбанковской конкуренции и затрудняет эффективный надзор за деятельностью банков. Постепенный отказ от регулирования процентных ставок и директивного кредитования как инструмента государственной политики способствовал бы росту эффективности кредитных механизмов.
  • Приоритетной задачей является либерализация валютного курса. Ограничения на валютные операции препятствуют развитию торговли и привлечению частных инвестиций. Их следует постепенно отменять, создавая условия для фактического формирования единого обменного курса и обеспечение конвертируемости валюты по текущим внешним операциям.

ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В УЗБЕКИСТАНЕ ОСТАЮТСЯ ВЫСОКИМИ

ГОСУДАРСТВО ПО-ПРЕЖНЕМУ АКТИВНО ВМЕШИВАЕТСЯ В БАНКОВСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТАВКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПОСТЕПЕННО СНИЖАЮТСЯ

Показатели переходного процесса по секторам за 2014 год
Корпоративный сектор Энергетика Инфраструктура Финансовые организации

Источник: ЕБРР.
Примечание. ФО – финансовые организации; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство; СИДФУ – страхование и другие финансовые услуги; инв. фонды – инвестиционные фонды.


Основные макроэкономические показатели (%)

  2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
          прогноз
Рост ВВП 8,5 8,3 8,2 8,0 7,5
Инфляция (в среднем) 9,4 12,8 12,1 11,2 11,4
Сальдо госбюджета/ВВП 4,9 8,8 8,5 2,9 0,6
Баланс текущего счета/ВВП 6,2 5,8 1,2 0,1 0,1
Чистые ПИИ/ВВП 4,2 3,6 1,1 1,2 1,2
Внешний долг/ВВП 14,8 13,3 13,0 12,9
Валовые резервы/ВВП 29,1 37,6
Кредитование частного сектора/ВВП 16,6

Макроэкономические показатели

В 2013 году продолжался уверенный рост экономики на уровне 8%. Он обеспечивался в основном благодаря увеличению бюджетных расходов в форме крупномасштабных государственных инвестиций. Объем строительства вырос на 16,6%, продукция сектора услуг ­– на 9%, сельскохозяйственное производство – на 6,8%, а промышленность – на 6%. В первой половине 2014 года прирост ВВП достиг 8,1%, хотя этому по-прежнему мало способствовали внешние условия.  Объем промышленного производства за этот период увеличился на 8,1%, а объем строительства – на 17,4%.

Темпы инфляции по-прежнему высоки и составляют более 10%. Это связано с ростом цен на продукты питания, повышением административных издержек, политикой финансово-бюджетной экспансии, мягкой кредитно-денежной политикой и дальнейшей девальвацией национальной валюты по отношению к доллару США. Официальный обменный курс к американскому доллару снизился за 2013 год на 11%. В январе 2014 года Центральный банк снизил до 10% ставку рефинансирования, которая в 2011–2013 годах находилась на уровне 12%.

Началась разработка месторождения сланцевой нефти «Сангрунтау» на севере Навоийской области. Этот проект стоимостью 600 млн. долларов США должен обеспечить добычу 8 млн. тонн сланцевой нефти и производство 1 млн. тонн нефтепродуктов в год. В случае успеха он может помочь переломить наблюдавшуюся в последнее десятилетие тенденцию к резкому сокращению добычи нефти.

Сальдо текущих внешних операций остается положительным. Отчасти это можно объяснить сохранением ограничений на валютные сделки, сдерживающих расширение импорта. Тем не менее, общий объем импорта увеличился, что было связано с ростом внешних закупок товаров производственно-технического назначения  в рамках проводимой правительством программы модернизации промышленности.

Темпы роста ВВП в 2014 году несколько замедлились. На них отрицательно влияет снижение экономической активности в России, но проявляется это влияние весьма умеренно. В 2015 году и далее в обозримой перспективе ожидается сохранение нынешних темпов роста.


Основные изменения в области проведения структурных реформ

Экономика Узбекистана все еще находится на сравнительно раннем этапе переходного процесса. Преобразования мало затронули энергетический сектор, в котором лишь недавно начала осуществляться программа повышения эффективности. Приняты решения о пересмотре тарифов, которые должны обеспечивать покрытие издержек, однако надлежащие механизмы сбора платежей отсутствуют. В ряде районов сохраняются трудности с бесперебойной подачей электроэнергии.

Бизнес-среда оставляет желать лучшего. На внешнеторговые и валютные операции установлен целый ряд ограничений. В их число входят отсрочки конвертации валюты для оплаты импортных поставок, лимиты на операции с наличностью и покупку иностранной валюты, ограничительная торговая политика и установление государственных квот на закупку хлопка и пшеницы. В то же время достигнут определенный прогресс в упрощении процедур трансграничной торговли за счет сокращения числа документов, оформляемых при экспорте и импорте, и обеспечения возможности их подачи в электронной форме.

Для совершенствования банковского регулирования и сдерживания объемов директивного кредитования сделано немного. Необходимо дополнительно укрепить механизмы надзора и регулирования в банковском секторе и обеспечить соблюдение пруденциальных нормативов. В то же время можно отметить ряд позитивных шагов. Аудит во всех банках сейчас проводится международными агентствами на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Постепенно сокращается налоговое бремя. Доля налоговых поступлений в ВВП снижается вследствие проводимой правительством политики поэтапного расширения налоговой базы и снижения ставок налогообложения. Налог на доходы физических лиц, взимавшийся в 2000 году по ставке 40%, к 2014 году был снижен до 22%, налог на прибыль сократился с 31% в 2000 году до 8% в 2014 году, а отчисления из фондов оплаты труда уменьшились с 40% в 2000 году до 25% в 2014 году.

Парламентом принят закон о социальном партнерстве. Этот закон, одобренный в июне 2014 года, определяет условия, принципы и основные направления социального партнерства. В нем указаны организационные, юридические и процедурные механизмы взаимодействия между государственными органами, неправительственными организациями (НПО) и другими институтами гражданского общества. В законе также предусмотрены формы и методы их участия в решении проблем государства и общества и повышении социально-политической и деловой активности граждан. Закон позволит усилить позиции НПО и других гражданских институтов.

В мае 2014 года вступил в силу Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Он регулирует отношения в области открытости деятельности органов государственной власти и управления, создает правовую основу для доступа физических и юридических лиц к соответствующей информации и утверждает принципы общедоступности, своевременности и достоверности предоставляемых сведений.

TRANSITION REPORT 2014 Innovation in Transition

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Uzbekistan1.jpg) top left;" title="Uzbekistan">

Highlights

  • Uzbekistan continues to show robust growth. GDP growth remained strong at 8 per cent in 2013, driven by a combination of factors such as diversification of gas export routes and accommodating monetary conditions. Economic growth is slowing down slightly in 2014.
  • State interference in the banking system remains strong. While some foreign banks are operating in the country, the state still owns about 70 per cent of the banking sector.
  • Tax rates for individuals and corporates are gradually being reduced. The government has been pursuing a strategy to gradually widen the tax base and decrease tax rates, with personal, corporate profit and payroll tax rates in 2014 significantly lower than the levels observed in 2000.

Key priorities for 2015

  • Improving the business environment is critical. The high cost of doing business severely constrains foreign investment and competitiveness. In the World Bank Doing Business 2015 report, Uzbekistan moved up 8 places, but the country still has one of the lowest ratings for ease of doing business, ranking 141st out of 189 countries.
  • The role of government in the banking system needs to be reduced. Direct lending at preferential rates distorts competition among banks and challenges effective banking supervision. Phasing out interest rate controls and policy-directed lending would help improve the efficiency of credit provision.
  • Liberalisation of the foreign exchange rate is a priority. Exchange restrictions impede trade and private investment. These need to be phased out, allowing for an effectively unified exchange rate and current account convertibility.

UZBEKISTAN CONTINUES TO SHOW ROBUST GROWTH

STATE INTERFERENCE IN THE BANKING SYSTEM REMAINS STRONG

TAX RATES FOR INDIVIDUALS AND CORPORATES ARE GRADUALLY BEING REDUCED

2014 sector transition indicators
Corporate Energy Infrastructure FI

Source: EBRD. 
Note: FI – Financial institution; ICT – Information and communication technology; Water – Water and wastewater; IAOFS – Insurance and other financial services; PE – Private equity.


Main macroeconomic indicators %

  2010 2011 2012 2013 2014
          proj.
GDP growth 8.5 8.3 8.2 8.0 7.5
Inflation (average) 9.4 12.8 12.1 11.2 11.4
Government balance/GDP 4.9 8.8 8.5 2.9 0.6
Current account balance/GDP 6.2 5.8 1.2 0.1 0.1
Net FDI/GDP 4.2 3.6 1.1 1.2 1.2
External debt/GDP 14.8 13.3 13.0 12.9 n.a.
Gross reserves/GDP 29.1 37.6 n.a. n.a. n.a.
Credit to private sector/GDP 16.6 n.a. n.a. n.a. n.a.

Macroeconomic performance

Economic growth remained strong at 8 per cent in 2013. Growth has been driven mainly by higher government spending in the form of scaled-up public investment. Construction expanded by 16.6 per cent, services by 9 per cent, agriculture by 6.8 per cent and industry by 6 per cent. GDP growth amounted to 8.1 per cent in the first half of 2014 despite the ongoing weaknesses in the external environment. The volume of industrial production increased by 8.1 per cent and construction works by 17.4 per cent during this period.

Inflation remains high, above 10 per cent. This is owing to higher food prices, increases in administrative costs, an expansionary fiscal stance, an accommodating monetary policy and continued depreciation of the currency against the US dollar. The official exchange rate against the dollar depreciated by 11 per cent in 2013. The central bank cut its policy rate to 10 per cent in January 2014 from 12 per cent in 2011-13.

Drilling for shale oil at the Sangruntau field in the northern Navoi district has begun. The US$ 600 million project will ensure the mining of 8 million tonnes of shale oil and production of 1 million tonnes of oil products per year. If successful, the project may help to arrest and reverse the rapid decline in oil output over the last decade.

The current account continues to record a surplus. This may in part be attributed to restrictions on foreign exchange transactions limiting imports. Nonetheless, overall imports increased, reflecting growing capital goods imports under the ongoing government programme for industrial modernisation.

GDP is moderating slightly in 2014. Growth is being negatively affected by the slow-down in Russia, but the effect is moderate. The growth rate in 2015 and in the foreseeable future is expected to remain at the current level.


Major structural reform developments

Uzbekistan’s economy remains at the relatively early stages of transition. The energy sector is largely unreformed and has only recently embarked on a programme of efficiency improvements. Tariff reforms were adopted to ensure cost recovery but proper collection mechanisms are lacking. Problems with reliability of electricity supply in certain areas persist.

The business environment remains weak. External trade and foreign exchange are subject to various restrictions. These include delays in currency conversion for imports, limitations on cash and foreign exchange availability, a restrictive trade policy, and application of state procurement quotas for cotton and wheat. However, there have been some improvements in easing trading across borders by reducing the number of documents required to export and import goods, and by making it possible to submit documents electronically.

There has been limited progress in terms of improving banking regulations and moderating state-directed lending. Banking sector supervision and regulatory frameworks still need to be strengthened, and prudential standards need to be enforced. However, some positive steps have been taken. All banks are currently audited by international agencies under International Financial Reporting Standards.

The tax burden is gradually being reduced. Tax revenues as a share of GDP have been falling, as the government is pursuing a strategy to gradually widen the tax base and decrease tax rates. Personal income tax was reduced from 40 per cent in 2000 to 22 per cent in 2014, corporate profit tax was reduced from 31 per cent in 2000 to 8 per cent in 2014 and payroll tax was reduced from 40 per cent in 2000 to 25 per cent in 2014.

Parliament passed a law on social partnership. Passed in June 2014, the law determines the terms, principles and main areas of social partnership. It specifies the organisational, legal and procedural mechanisms of interaction among state bodies, NGOs and other civil society institutions. It also provides for the forms and methods of their participation in resolving public and social problems, and in improving the socio-political and business activities of citizens. The law will strengthen the role of NGOs and other civil society institutions.

A law on the “openness of activities of government bodies and governance” entered into force in May 2014. The law regulates the openness of activities of state bodies and administration, establishes the legal framework for access to information by individuals and legal entities, and pursues the principles of accessibility, timeliness and reliability of information provided.