Доклад о переходном процессе за 2014 год Инновации в переходном процессе

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Turkmenistan-RU.jpg) top left;" title="Туркменистан">

Основные события

  • Экономические показатели остаются высокими. В 2013 году ВВП вырос на 10,2%, чему способствовали крупные государственные инвестиции и диверсификация маршрутов экспорта газа. В 2014 году экономика продолжает расти уверенными темпами, демонстрируя устойчивость к малопредсказуемому воздействию глобальных факторов и к последствиям снижения темпов экономического роста в России.
  • Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) были в 2014 году введены во всех отраслях экономики. Распространение этих стандартов, ранее уже внедренных в банковском секторе, на всю экономику будет способствовать повышению прозрачности в работе как частных, так и государственных предприятий.
  • Установка по всей стране газовых счетчиков положила конец неограниченному снабжению населения бесплатным газом. В 2014 году в Туркменистане не только была введена годовая квота на бесплатное газоснабжение домохозяйств, но и прекратилась безвозмездная раздача бензина автовладельцам, что стало определенным шагом к постепенному отказу от внутриэкономического субсидирования.

Ключевые приоритеты на 2015 год

  • Для дальнейшего привлечения частных инвестиций необходимо дополнительно повысить качество управления и улучшить деловой климат. Углеводородный сектор остро нуждается в повышении прозрачности. В других отраслях экономики следует снизить барьеры на пути создания новых частных предприятий, сократить бюрократические препоны и упростить нормы, регулирующие сделки между компаниями.
  • Дальнейшая либерализация внешней торговли способствовала бы активизации экономической деятельности и финансового посредничества. Частичное снятие ограничений на предоплату импортных поставок и отсрочку платежей за экспорт заслуживает одобрения, однако сохраняющиеся ограничения продолжают тормозить коммерческую деятельность.
  • Важно увеличивать долю частного капитала в корпоративном и банковском секторах. Дальнейшие реформы должны расширять возможность получения микро-, малыми и средними предприятиями (ММСП) коммерческого финансирования от банковских и небанковских финансовых учреждений.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОСТАЮТСЯ ВЫСОКИМИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (МСФО) БЫЛИ В 2014 ГОДУ ВВЕДЕНЫ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ

УСТАНОВКА ПО ВСЕЙ СТРАНЕ ГАЗОВЫХ СЧЕТЧИКОВ ПОЛОЖИЛА КОНЕЦ НЕОГРАНИЧЕННОМУ СНАБЖЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ БЕСПЛАТНЫМ ГАЗОМ

Показатели переходного процесса по секторам за 2014 год
Корпоративный сектор Энергетика Инфраструктура Финансовые организации

Источник: ЕБРР.
Примечание. ФО – финансовые организации; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство; СИДФУ – страхование и другие финансовые услуги; инв. фонды – инвестиционные фонды.


Основные макроэкономические показатели (%)

  2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
          прогноз
Рост ВВП 9,2 14,7 11,1 10,2 10,0
Инфляция (в среднем) 4,5 5,3 5,3 6,8 5,3
Сальдо госбюджета/ВВП 2,0 3,6 6,4 1,3 0,1
Баланс текущего счета/ВВП -10,6 2,0 0,0 -2,9 -1,9
Чистые ПИИ/ВВП 16,4 11,6 8,9 7,5 6,6
Внешний долг/ВВП 4,1 10,0 18,1 20,5
Валовые резервы/ВВП
Кредитование частного сектора/ВВП 2,0 2,5 6,0

Макроэкономические показатели

В 2013 году экономика продолжала развиваться быстрыми темпами, показав рост на уровне 10,2%. Он был достигнут в основном за счет расширения экспорта газа по альтернативным маршрутам в Китай и Иран, а также благодаря крупным государственным инвестициям в увеличение сегмента ВВП, не связанного с добычей углеводородов. Промышленное производство, на долю которого приходится около половины ВВП, выросло в 2013 году на 7,3%, сектор услуг – на 13,9%, а объем сельскохозяйственной продукции – на 10%. Прирост капиталовложений из всех источников составил в 2013 году 7% при, в целом, неизменном уровне прямых иностранных инвестиций. Торговый оборот вырос на 2,4%; при этом экспорт сократился на 5,7%, а импорт увеличился на 13,8%. В первой половине 2014 года темпы экономического роста находились на уровне 10,3%. Общий объем производства за это время вырос на 13,5%, а оборот розничной торговли – на 18,3%.

Средние темпы инфляции составили в 2013 году 6,8%. Затем в первой половине 2014 года инфляция снизилась до 2,4%. Кредитно-денежная политика по-прежнему опирается на фиксированный обменный курс, жесткая привязка которого к доллару США обеспечивается наличием крупных международных резервов в размере порядка 90% ВВП.

Сохраняется профицит государственного бюджета. Такому результату способствовало то, что поступления в бюджет превысили ожидаемый уровень, в основном благодаря налоговым отчислениям с экспорта углеводородов. Внешний государственный долг в 2013 году увеличился до 21% ВВП по сравнению с 18% в 2012 году. Быстрое расширение кредитов (примерно на 30%) стало возможным, прежде всего, за счет государственных кредитных программ, финансируемых из стабилизационных фондов и компенсирующих сокращение директивного кредитования по линии Центрального банка. Вместе с тем объем кредитования частного сектора также рос быстрыми темпами, хотя и с чрезвычайно низкого исходного уровня; отчасти это объяснялось государственным субсидированием программ кредитования малых и средних предприятий (МСП) и сельхозпроизводителей.

В 2014 году будут, по всей вероятности, вновь достигнуты двухзначные показатели роста ВВП. В стране осваивается новое месторождение газа, что дополнительно способствует экономическому росту. Его темпы в 2015 году и в обозримой перспективе прогнозируются на нынешнем уровне. На них должно несколько отразиться снижение экономической активности в России, но это влияние, скорее всего, будет не слишком сильным.


Основные изменения в области проведения структурных реформ

Туркменистан все еще находится на начальном этапе переходного процесса. Роль государства во всех отраслях экономики по-прежнему является определяющей. Развитие частного сектора до сих пор сдерживается недостаточно благоприятным деловым климатом, несмотря на ряд недавних шагов по смягчению регулирования. Так, с октября 2011 года местным частным МСП разрешено открывать валютные счета для проведения импортно-экспортных операций без специальной лицензии или разрешения кабинета министров.

В стране учреждена комиссия по вопросам приватизации государственного имущества. В августе 2014 года президент Туркменистана подписал указ о создании при министерстве экономики и развития специальной комиссии по исполнению закона «О разгосударствлении и приватизации государственного имущества». Этим указом на министерство возлагаются функции по обеспечению контроля над исполнением договоров разгосударствления и приватизации, а также купли-продажи государственного имущества.

Парламент Туркменистана одобрил и принял законопроект о борьбе с коррупцией. Согласно индексу восприятия коррупции, который публикуется организацией «Транспаренси Интернэшнл», Туркменистан в 2013 году занимал крайне низкое 168-е место из 177 стран. В новом антикоррупционном законе, принятом в марте 2014 года, определены основные принципы борьбы с коррупцией, включая нормативно-правовые и организационные механизмы ее выявления, предупреждения и пресечения, а также меры наказания за коррупционные действия.

Туркменистан предпринимает дальнейшие шаги по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). В 2013 году была учреждена государственная комиссия по присоединению к ВТО, которой поручены изучение соглашений и норм ВТО, анализ потенциальных последствий вступления в эту организацию для различных отраслей экономики страны, подготовка предложений и участие в проводимых ВТО форумах. Присоединение к ВТО может потребовать либерализации существующего режима иностранных инвестиций, а также ряда нормативных положений в области торговли. В то же время средний уровень взимаемых в Туркменистане тарифов на импорт уже является одним из самых низких в мире.

В 2014 году страна перешла на МФСО, которые годом раньше уже стали применяться в сфере банковской отчетности. Это стало полезным шагом к повышению открытости и прозрачности в деятельности корпоративных структур.

Предпринимаются усилия по расширению использования кредитных карт. В соответствии с соглашением между Государственным банком внешнеэкономической деятельности Туркменистана и системой «MasterCard» (США) в апреле 2014 года был утвержден дизайн четырех видов карт «MasterCard». Кроме того, в Туркменистане ведется работа по поощрению безналичных расчетов в торговле и сфере услуг и при продаже через Интернет авиационных и железнодорожных билетов.

TRANSITION REPORT 2014 Innovation in Transition

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Turkmenistan.jpg) top left;" title="Turkmenistan">

Highlights

  • Economic performance remains strong. Growth reached 10.2 per cent in 2013 driven by high public investment and the expansion of gas export routes. Economic growth remains strong in 2014, demonstrating that the economy is resilient to global uncertainties and the slow-down in Russia.
  • International Financial Reporting Standards (IFRS) were expanded to all sectors in 2014. Following an earlier introduction of IFRS into banking, expansion of the standards across the economy will contribute to greater transparency, both in private and state-owned companies.
  • Nationwide installation of gas meters has put an end to unlimited supply of free gas. In 2014 Turkmenistan not only introduced a yearly quota limiting free gas to households, but also discontinued free fuel handouts to car owners, thus making some progress towards phasing out domestic subsidies.

Key priorities for 2015

  • Governance and the business climate need to be further improved to attract private investment. In the hydrocarbon sector, improving transparency is crucial. In the non-hydrocarbon sector, there is a need to lower barriers for new private businesses, reduce red tape and streamline regulations governing inter-firm transactions.
  • Further external trade liberalisation will boost economic activity and financial intermediation. The partial removal of restrictions on pre-payment for imports and deferred payments for exports is welcome, but remaining restrictions continue to hinder trade.
  • Increasing the private sector share in the corporate and banking sectors is important. Further reforms should help to expand the provision of commercial finance to micro, small and medium-sized enterprises (MSMEs) by banks and non-bank financial institutions.

ECONOMIC PERFORMANCE REMAINS STRONG

INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS WERE EXPANDED TO ALL SECTORS IN 2014

NATIONWIDE INSTALLATION OF GAS METERS HAS PUT AN END TO UNLIMITED SUPPLY OF FREE GAS

2014 sector transition indicators
Corporate Energy Infrastructure FI

Source: EBRD. 
Note: FI – Financial institution; ICT – Information and communication technology; Water – Water and wastewater; IAOFS – Insurance and other financial services; PE – Private equity.


Main macroeconomic indicators %

  2010 2011 2012 2013 2014
          proj.
GDP growth 9.2 14.7 11.1 10.2 10.0
Inflation (average) 4.5 5.3 5.3 6.8 5.3
Government balance/GDP 2.0 3.6 6.4 1.3 0.1
Current account balance/GDP -10.6 2.0 0.0 -2.9 -1.9
Net FDI/GDP 16.4 11.6 8.9 7.5 6.6
External debt/GDP 4.1 10.0 18.1 20.5 n.a.
Gross reserves/GDP n.a. n.a. n.a. n.a. n.a.
Credit to private sector/GDP 2.0 2.5 6.0 n.a. n.a.

Macroeconomic performance

Economic growth remained strong at 10.2 per cent in 2013. Growth was driven mainly by increasing gas exports, thanks to alternative export routes to China and Iran, and high public investments contributing to non-hydrocarbon GDP growth. The industry sector, accounting for about half of GDP, expanded by 7.3 per cent in 2013, services grew by 13.9 per cent and agriculture expanded by 10 per cent. Capital investments from all sources increased by 7 per cent in 2013, while foreign direct investment remained broadly constant. Trade turnover increased by 2.4 per cent, while exports decreased by 5.7 per cent and imports rose by 13.8 per cent. In the first half of 2014 growth stood at 10.3 per cent. Overall production increased by 13.5 per cent and retail trade turnover grew by 18.3 per cent in the first half of 2014.

Inflation averaged 6.8 per cent in 2013. Inflation has since slowed to 2.4 per cent in the first quarter of 2014. The exchange rate continues to anchor monetary policy and remains firmly pegged to the US dollar, supported by large international reserves of around 90 per cent of GDP.

The fiscal position remains in surplus. This outcome was supported by the over-performance of revenues, with tax revenues mainly coming from hydrocarbon exports. Government external debt has increased to around 21 per cent of GDP in 2013 compared with 18 per cent in 2012. Strong credit growth (of around 30 per cent) has been driven mostly by state-supported lending programmes financed by stabilisation funds that have offset a slow-down in directed lending by the central bank. Nonetheless, credit to the private sector has also been growing rapidly, albeit from a very low base, partly due to state-subsidised lending programmes for small and medium-sized enterprises (SMEs) and agriculture.

GDP growth is likely to remain in the double digits in 2014. A new gas field is being developed in the country, contributing further to economic growth. The growth rate in 2015 and in the foreseeable future is expected to remain at the current level. The slow-down in Russia is expected to have an impact on GDP growth, but it is likely to be limited.


Major structural reform developments

Turkmenistan remains at an early stage of transition. The state continues to play a dominant role in all sectors of the economy. Private sector development is still constrained by the weak business environment, despite some recent deregulation. In particular, since October 2011 local private SMEs can open foreign currency accounts to conduct import/export operations without needing a licence or permission from the Cabinet of Ministers.

A commission on privatisation of state property was established. In August 2014 the Turkmen President signed a decree to establish a central committee at the Ministry of Economy and Development for the execution of the law on denationalisation and privatisation of state property. Under the decree, the Ministry was ordered to carry out the functions required to ensure control over the execution of denationalisation and privatisation contracts, and the purchase and sale of state property.

Parliament approved and adopted a draft law aimed at fighting corruption. Turkmenistan’s ranking in Transparency International’s Corruption Perceptions Index 2013 is very low, placing the country at 168th out of 177 countries. The new anti-corruption law, which was adopted in March 2014, sets out the main principles for fighting corruption, including the legal and institutional framework to identifying, warning against and combating it, as well as outlining the penalties for corruption offences.

Turkmenistan is taking further steps towards World Trade Organization (WTO) accession. In 2013 a state commission on joining the WTO was established to study WTO agreements and rules, analyse the potential impact of WTO accession on various sectors of the economy, prepare proposals and participate in WTO-led forums. Joining the WTO may require liberalisation of the current foreign investment regime as well as certain trade regulations. At the same time the country already has one of the lowest average tariff rates for imported goods.

IFRS were introduced in 2014, following a year of IFRS reporting by banks. This is a welcome move to a greater openness and transparency in corporate activities.

Efforts have been made to promote the use of credit cards. In accordance with the agreement between the State Bank for Foreign Economic Affairs of Turkmenistan and MasterCard (USA), designs for four different categories of MasterCard were approved in April 2014. Turkmenistan is also working on encouraging non-cash payments in trade and services, and the online sale of air and rail tickets.