Доклад о переходном процессе за 2014 год Инновации в переходном процессе

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Tajikistan-RU.jpg) top left;" title="Таджикистан">

Основные события

  • Темпы экономического роста, достигавшие в 2013 году 7,4%, в 2014 году замедлились. Негативное влияние на рост экономики в течение 2014 года оказывали слабеющий приток денежных переводов из России, где стала замедляться экономическая активность, а также факторы уязвимости банковской системы.
  • Финансовый сектор Таджикистана оставался слабым и уязвимым, а качество его активов продолжало ухудшаться. Доля невозвратных кредитов (НВК) увеличилась с 9,9% в конце 2013 года примерно до 11,7% к концу июня 2014 года, главным образом из-за недостатков в управлении и вмешательства государства в решения, принимаемые кредитными организациями.
  • Национальный банк Таджикистана (НБТ) предпринимал дальнейшие шаги по созданию нормативно-правовой базы мобильных банковских услуг. Новые нормативно-правовые рамки должны позволить банкам и небанковским финансовым учреждениям использовать инновационные технологии в сочетании с существующей на местах инфраструктурой для банковского обслуживания физических лиц в целях предложения своих услуг за пределами традиционной сети отделений. Это станет важнейшим шагом к расширению охвата страны банковскими услугами.

Ключевые приоритеты на 2015 год

  • Для привлечения новых инвестиций необходимо дальнейшее улучшение состояния бизнес-среды. Несмотря на ряд позитивных реформ, нерешенными остаются важнейшие проблемы, включая отсутствие эффективного исполнения законов, непредсказуемую практику применения налогового кодекса и слабое налоговое администрирование, ограниченный доступ к финансированию и электроснабжению, ненадежную защиту имущественных прав и дефицит квалифицированных трудовых ресурсов.
  • Необходимо устранять слабые места в банковском секторе. Банковский сектор в Таджикистане все еще не окреп: качество его активов продолжает ухудшаться, а доля НВК растет. Механизмы регулирования и надзора в данном секторе нуждаются в укреплении, а вмешательство государства в банковскую деятельность необходимо сократить.
  • Серьезным препятствием для развития предпринимательства и роста экономики остается недостаточный доступ к энергоснабжению. Несмотря на ряд позитивных шагов по реструктуризации энергетической компании «Барки Точик», налицо необходимость повышения тарифов и ввода в эксплуатацию новых тепловых мощностей, способных компенсировать спад производительности ГЭС в зимний период. Предпосылкой успешной реализации проектов «нового поколения» в области экспорта электроэнергии является ликвидация существенной задолженности крупных государственных структур – таких, как предприятие «ТАЛКО» – по оплате электроэнергии, а также устранение серьезных недостатков, снижающих эффективность оперативной и финансовой деятельности.

ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ДОСТИГАВШИЕ В 2013 ГОДУ 7,4%, В 2014 ГОДУ ЗАМЕДЛИЛИСЬ

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ТАДЖИКИСТАНА ОСТАВАЛСЯ СЛАБЫМ И УЯЗВИМЫМ, А КАЧЕСТВО ЕГО АКТИВОВ ПРОДОЛЖАЛО УХУДШАТЬСЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ТАДЖИКИСТАНА (НБТ) ПРЕДПРИНИМАЛ ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ ПО СОЗДАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ МОБИЛЬНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Показатели переходного процесса по секторам за 2014 год
Корпоративный сектор Энергетика Инфраструктура Финансовые организации

Источник: ЕБРР.
Примечание. ФО – финансовые организации; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство; СИДФУ – страхование и другие финансовые услуги; инв. фонды – инвестиционные фонды.


Основные макроэкономические показатели (%)

  2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
          прогноз
Рост ВВП 6,5 7,4 7,5 7,4 4,4
Инфляция (в среднем) 6,5 12,4 5,8 5,0 5,1
Сальдо госбюджета/ВВП -3,0 -2,1 0,6 -0,8 -0,6
Баланс текущего счета/ВВП -1,2 -4,8 -1,5 -1,4 -4,7
Чистые ПИИ/ВВП 0,3 1,0 3,1 1,2 2,1
Внешний долг/ВВП 50,5 48,3 46,2 43,2
Валовые резервы/ВВП 6,5 5,8 4,6 6,1
Кредитование частного сектора/ВВП 15,1 16,0 15,0 18,6

Макроэкономические показатели

В 2013 году темпы экономического роста оставались высокими, достигая 7,4%. Этому способствовали быстрое увеличение объема денежных переводов из-за рубежа, расширение внутреннего спроса, высокие цены на алюминий и богатый урожай хлопка. Уверенно развивался строительный сектор, прирост в котором составил 17%, в основном благодаря государственным инфраструктурным проектам и подъему в сфере строительства частных жилых домов. Сектор АПК продолжал демонстрировать стабильный рост на уровне 7,6%, объем продукции добывающих отраслей увеличился примерно на 43,6%, в то время как в обрабатывающей промышленности был зафиксирован спад производства на 0,8%. В первой половине 2014 года темпы роста экономики составили 6,7%.

Уровень инфляции в 2013 году оставался низким. Ее среднегодовые темпы за 2013 год составили 5% благодаря незначительному повышению цен на продукты питания и стабильному обменному курсу. За период с января по август 2014 года уровень инфляции достиг 6,7%. Реагируя на снижение инфляционного давления, НБТ смягчал кредитно-денежную политику. Ставка рефинансирования, снижавшаяся в 2013 году дважды, в январе 2014 года была вновь понижена до 4,8%, тогда как еще год назад она составляла 6,5%. В мае 2014 года Национальный банк Таджикистана увеличил ставку рефинансирования до 5,9%; в октябре 2014 года последовало ее новое повышение до 6,9%.

Бюджетный дефицит в 2013 году увеличился. Из-за растущих затрат на капитальные проекты, главным образом в секторах энергетики и транспорта, он достиг примерно 0,8% ВВП. При этом, однако, поступления в бюджет по сравнению с предыдущим годом выросли на 18% благодаря улучшению собираемости налогов и расширению налоговой базы. В первой половине 2014 года бюджет имел положительное сальдо в размере 1,4%. Тем временем уровень государственного и обеспеченного государственными гарантиями долга снизился с 28,6% ВВП в 2012 до 25,4% в 2013 году. Снижение коэффициентов задолженности стало возможным благодаря погашению кредитов, полученных от Китайского экспортно-импортного банка и Европейского союза.

В 2014 году ожидается замедление экономического роста. Экономика страны по-прежнему сильно зависит от средств, перечисляемых мигрантами из России, на долю которых приходится около 50% ВВП. Даже небольшое сокращение объема этих средств чревато ощутимыми последствиями и может привести к значительному ослаблению потребительского спроса. Рост экономики Таджикистана тормозят также внутренние факторы уязвимости, включая слабость банковского сектора и высокий процент невозвратных кредитов (НВК). В 2015 году темпы роста предположительно останутся на уровне 2014 года, однако риск дальнейшего снижения экономической активности в России по-прежнему весьма затрудняет составление каких-либо прогнозов. В более длительной перспективе рост будет зависеть от успеха давно назревших структурных реформ, а также от того, присоединится ли Таджикистан к Евразийскому таможенному союзу и – хотя это уже менее важно – на каких условиях.


Основные изменения в области проведения структурных реформ

Состояние бизнес-среды все еще далеко от оптимального, несмотря на некоторое улучшение в последние годы. Реформы в нормативно-правовой сфере продвигаются медленно. Согласно докладу Всемирного банка «Doing Business» за 2015 год, по качеству условий для предпринимательской деятельности Таджикистан занимает 166‑е место в мире и 26‑е в своем регионе. Такое повышение рейтинга во многом связано с упрощением процедур регистрации предприятий, внедрением нового программного обеспечения для служб «одного окна», оказывающих регистрационные услуги предпринимателям, сокращением затрат, необходимых для получения разрешений на строительство, и переходом на электронную систему подачи налоговых деклараций и уплаты налогов. В 2013 году в стране появилось первое бюро кредитной информации, облегчающее кредиторам регулирование риска путем своевременного предоставления им надежных данных о заемщиках. Однако его услугами пользуются лишь несколько небольших банков, тогда как крупные банки не запрашивают сведения о кандидатах на получение кредитов, снижая тем самым общую эффективность работы этого бюро. Создание новых предприятий по‑прежнему связано с преодолением серьезных административных барьеров, а выход на рынок новых участников и рост малых и средних предприятий частного сектора затруднены из‑за доминирующей роли компаний, принадлежащих политически влиятельным лицам.

В реформировании сельского хозяйства достигнуты некоторые успехи, но ряд проблем все еще не решен. Проводившаяся в последние годы аграрная реформа включает либерализацию внутреннего рынка хлопчатника и списание долгов, образовавшихся в результате монополизации рынка переработки и сбыта продукции хлопководства. В то же время земельная реформа до сих пор не сдвинулась с места, несмотря на подготовленный проект нового кодекса законов о земле. Министерство сельского хозяйства совместно с министерством экономического развития и торговли готовят меры по расширению экспорта в Россию фруктов и овощей, для чего планируется упростить экспортные процедуры.

Предпринимаются шаги по модернизации энергетического сектора. В августе 2011 года правительством была утверждена программа реструктуризации компании «Барки Точик» на 2011–2018 годы, нацеленная на ее превращение в коммерчески жизнеспособную структуру с последующим разукрупнением. В настоящее время «Барки Точик» находится на грани банкротства и подвергается критике за неэффективность управления. В июле 2014 года в компании сменилось руководство, и сейчас всем ее служащим предстоит пройти переаттестацию. Кроме того, в мае 2014 года правительством было принято отдельное постановление об улучшении финансового положения «Барки Точик». В начале июля 2014 года тарифы на электроэнергию и отопление были повышены примерно на 15%; исключением стала компания «ТАЛКО», для которой увеличение среднегодового тарифа составило около 56%.

Положение в банковском секторе Таджикистана остается неблагополучным. Практика предоставления кредитов на основе государственных директив отрицательно отразилась на состоянии банковской системы, столкнувшейся с дальнейшим ухудшением капитализации банков, снижением их прибыльности и качества активов на фоне значительного увеличения доли НВК (просроченных более чем на 60 дней), которая выросла с 9,9% в конце 2013 года до примерно 11,7% к концу июня 2014 года. Другие серьезные риски связаны с общей неустойчивостью банковской системы, предоставляющей крупные кредиты хлопководческим хозяйствам и государственным предприятиям, ненадежной структурой банковского капитала и зависимостью от Центрального банка в части получения ликвидности.

В Таджикистане введены исламские принципы банковского дела. 5 августа 2014 года вступил в силу Закон «Об исламской банковской деятельности в Таджикистане». Стремясь создать условия для его практического применения, Национальный банк Таджикистана в настоящее время ведет переговоры с Исламским банком развития о получении технической помощи в подготовке законодательных актов, направленных на введение в действие исламских принципов банковского дела.

НБТ предпринял дальнейшие шаги по созданию в Таджикистане системы мобильных банковских услуг. Новая нормативно-правовая база, созданная в июле 2014 года, позволит банкам использовать инновационные технологии и существующую на местах инфраструктуру для банковского обслуживания физических лиц в целях предложения своих услуг за пределами традиционной сети отделений. Это также позволит небанковским учреждениям Таджикистана заниматься оказанием инновационных услуг по мобильной обработке платежей. На сегодняшний день мобильные банковские услуги предоставляются четырьмя финансовыми учреждениями: «Агроинвестбанком», микрокредитными организациями «Авфар» и «Самар», а также компанией «IMON International», являющейся одним из крупнейших микрофинансовых учреждений Таджикистана. НБТ тесно сотрудничает с ЕБРР, Германским агентством по международному сотрудничеству (ГТЦ) и Международной финансовой корпорацией в целях подготовки к созданию в стране рынка мобильных финансовых услуг.

TRANSITION REPORT 2014 Innovation in Transition

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Tajikistan.jpg) top left;" title="Tajikistan">

Highlights

  • Economic growth was strong in 2013 at 7.4 per cent, but has moderated in 2014. Slowing remittances from Russia, as a result of the slow-down in the Russian economy, and vulnerabilities in the banking system have negatively affected growth in 2014.
  • Tajikistan’s financial sector has remained weak and vulnerable, recording a further deterioration in asset quality. The level of non-performing loans (NPLs) increased from 9.9 per cent at the end of 2013 to around 11.7 per cent by the end of June 2014, mainly as a result of weak governance and state interference in lending decisions.
  • The National Bank of Tajikistan (NBT) has taken further steps in creating a regulatory environment for mobile banking services. The new regulatory framework is designed to allow banks and non-bank financial institutions to use innovative technologies and existing retail infrastructure to expand their services outside of traditional bank branches. This is a critical step towards improving banking penetration in the country.

Key priorities for 2015

  • The business environment needs to be further improved to attract new investments. Despite a number of positive reforms, major challenges remain, including: poor implementation of legislation, unpredictable application of the tax code and inefficient tax administration, limited access to finance and electricity, weak protection of property rights and a lack of skilled labour.
  • Banking sector weaknesses need to be addressed. The Tajik banking sector remains weak with a continuing deterioration in asset quality and increasing levels of NPLs. The regulatory and supervisory framework needs to be strengthened, and state interference in the operations of banks should be reduced.
  • Access to energy remains a serious obstacle to business and economic growth. Despite positive steps in the corporate restructuring of energy company Barki Tojik, tariff increases and new thermal capacity to balance insufficient winter hydro capacity are needed. Significant payment arrears from state-owned entities, in particular TALCO, and serious operational and financial inefficiencies need to be addressed as a prerequisite to the success of new generation or electricity export projects.

ECONOMIC GROWTH WAS STRONG IN 2013 AT 7.4 PER CENT, BUT HAS MODERATED IN 2014

TAJIKISTAN’S FINANCIAL SECTOR HAS REMAINED WEAK AND VULNERABLE, RECORDING A FURTHER DETERIORATION IN ASSET QUALITY

THE NATIONAL BANK OF TAJIKISTAN HAS TAKEN FURTHER STEPS IN CREATING A REGULATORY ENVIRONMENT FOR MOBILE BANKING SERVICES

2014 sector transition indicators
Corporate Energy Infrastructure FI

Source: EBRD. 
Note: FI – Financial institution; ICT – Information and communication technology; Water – Water and wastewater; IAOFS – Insurance and other financial services; PE – Private equity.


Main macroeconomic indicators %

  2010 2011 2012 2013 2014
          proj.
GDP growth 6.5 7.4 7.5 7.4 4.4
Inflation (average) 6.5 12.4 5.8 5.0 5.1
Government balance/GDP -3.0 -2.1 0.6 -0.8 -0.6
Current account balance/GDP -1.2 -4.8 -1.5 -1.4 -4.7
Net FDI/GDP 0.3 1.0 3.1 1.2 2.1
External debt/GDP 50.5 48.3 46.2 43.2 n.a.
Gross reserves/GDP 6.5 5.8 4.6 6.1 n.a.
Credit to private sector/GDP 15.1 16.0 15.0 18.6 n.a.

Macroeconomic performance

Economic growth remained strong at 7.4 per cent in 2013. Growth was driven by a rapid rise in remittances, higher domestic demand, high aluminium prices and strong cotton harvests. Growth was strong in the construction sector, which increased by 17 per cent and was primarily driven by public infrastructure projects and a boost in private housing construction. The agriculture sector remained robust with 7.6 per cent growth, and extractive industries output increased by around 43.6 per cent, while manufacturing output declined by 0.8 per cent. In the first half of 2014 growth stood at 6.7 per cent.

Inflation remained low in 2013. Average annual inflation stood at 5 per cent in 2013 due to the moderate increase in food prices and stable exchange rate. In January to August 2014, inflation reached 6.7 per cent. In response to these lower inflationary pressures, the NBT has been easing monetary policy. The refinancing rate was cut twice in 2013 and was decreased further to 4.8 per cent in January 2014, compared with 6.5 per cent a year ago. In May 2014 the National Bank of Tajikistan increased the refinancing rate to 5.9 per cent; the rate was increased further to 6.9 per cent in October 2014.

The fiscal deficit widened in 2013. It stood at around 0.8 per cent of GDP in 2013, driven by higher expenditures in capital projects mainly in energy and transport. However, revenues increased by 18 per cent year-on-year due to improved collection and a higher tax base. The fiscal balance stood in surplus at 1.4 per cent in the first half of 2014. Meanwhile, public and publicly guaranteed external debt decreased from 28.6 per cent of GDP in 2012 to 25.4 per cent in 2013. The decrease in debt ratios was driven by debt repayments on loans from the Export-Import Bank of China and the European Union.

Growth is expected to slow down in 2014. The economy remains highly dependent on remittances from Russia, which account for around 50 per cent of GDP. Even a small drop in remittances has a substantive effect and may significantly dampen consumer demand. Internal vulnerabilities associated with a weak banking sector and high levels of NPLs also continue to stymie growth in Tajikistan. Growth in 2015 is expected to remain at the 2014 level, although there is still significant uncertainty due to the risk of a further slow-down in the Russian economy. In the longer term, growth will depend on successful implementation of much-needed structural reforms and on whether – and to a lesser extent, on what terms – Tajikistan will join the Eurasian Customs Union.


Major structural reform developments

The business environment remains weak, despite some progress in recent years. Progress in regulatory reforms has been slow. Tajikistan ranked 166th globally and 26th regionally for ease of doing business in the World Bank Doing Business 2015 report. The country’s improved ranking is largely due to streamlined procedures for starting a business, the implementation of new software at the one-stop shop for registering a business, a reduction in the cost of dealing with construction permits, and the introduction of an electronic system for filing and paying taxes. In 2013 the first credit information bureau was established to improve credit risk management by offering timely and credible information on borrowers to creditors. However, the credit information bureau has only been used by a few smaller banks, as large banks do not request creditor information before making loans, thereby undermining the effectiveness of the bureau. There are still significant administrative barriers to establishing new enterprises, and the dominance of enterprises owned by politically exposed persons is hindering new entrants and the growth of small and medium-sized enterprises in the private sector.

Reforms in agriculture have advanced but challenges remain. Agricultural reform in recent years includes the liberalisation of the domestic cotton market and a write-off of cotton debt, which accumulated as a result of the cotton processing and marketing monopolies. However, land reform has remained stalled, although a new land code has been drafted. The Ministry of Agriculture, together with the Ministry of Economic Development and Trade, are preparing measures to increase fruit and vegetable exports to Russia by simplifying the export process.

Steps have been taken towards improving the power sector. In August 2011 the government approved a corporate restructuring programme for Barki Tojik for 2011-18, which aims to turn the company into a commercially viable entity with the ultimate objective of unbundling. Barki Tojik is on the verge of bankruptcy and has been criticised for poor management. In July 2014 the company’s management was reshuffled and all employees must now undergo a qualification review. In addition, in May 2014 the government adopted a separate decree to improve the financial situation of Barki Tojik. At the beginning of July 2014 tariffs for electricity and heating were increased by around 15 per cent except for TALCO, whose annual average tariff was increased by around 56 per cent.

Tajikistan’s banking sector remains weak. State-directed lending has adversely affected the banking sector, where bank capitalisation, profitability and asset quality continued to deteriorate with a significant rise in NPLs (more than 60 days overdue) from 9.9 per cent at the end of 2013 to around 11.7 per cent by the end of June 2014. Other major risks stem from the overall fragility of the banking system given the large exposure of banks to cotton and state enterprises, weak capital positions and dependence on liquidity support from the central bank.

Tajikistan has introduced the principles of Islamic banking. On 5 August 2014 the law on Islamic banking in Tajikistan came into force. To implement the law in practice, the National Bank of Tajikistan is now in talks with the Islamic Development Bank on receiving technical assistance for the preparation of statutory acts, which aim to introduce Islamic banking principles.

The NBT has taken further steps to create mobile banking services in Tajikistan. The new regulatory framework, adopted in July 2014, will allow banks to use innovative technologies and existing retail infrastructure to expand their services outside of traditional bank branches. It will also enable non-banks in Tajikistan to provide innovative mobile payment services. Mobile banking services are currently available in four financial institutions: Agroinvestbank; micro lending organisations Avfar and Samar; and IMON International, which is one of the largest microfinance institutions in Tajikistan. The NBT is cooperating closely with the EBRD, the German Agency for International Cooperation (GIZ) and the International Finance Corporation on the roll-out of mobile financial services in the country.