Доклад о переходном процессе за 2014 год Инновации в переходном процессе

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/11/Russia-RU.jpg) top left;" title="Россия">

Основные события

  • Рост экономики еще более замедлился. На фоне вялой инвестиционной активности и снижения темпов потребления показатель роста ВВП уменьшился с 1,3% в 2013 году до 0,8% в первой половине 2014 года.
  • Западные санкции привели к снижению предпринимательской уверенности и росту стоимости финансирования. В первой половине 2014 года отток капитала из страны ускорился, а курс рубля достиг рекордно низких значений. Попытки Центрального банка стабилизировать обменный курс и сдержать инфляцию путем повышения базовой ставки привели к росту процентных ставок по кредитам на 100-300 базисных пунктов.
  • Перенаправление накопительных пенсионных взносов в сочетании с ослаблением предпринимательской уверенности удерживает биржевые котировки на невысоком уровне. Планируемый перевод негосударственных пенсионных фондов на солидарную систему может способствовать сбалансированности бюджета в краткосрочной перспективе, но отрицательно повлияет на развитие финансовых рынков.

Ключевые приоритеты на 2015 год

  • Для повышения уверенности деловых кругов и возобновления доступа к международным финансовым ресурсам необходимо как можно скорее урегулировать геополитический кризис. В то время как западные санкции в целом приводят к сокращению инвестиций, российские контрсанкции оборачиваются усилением инфляции и ограничением потребления. Эти факторы снижают как темпы роста экономики страны на ближайшее будущее, так и долгосрочный потенциал ее роста. Для восстановления экономической активности, согласно прогнозам, потребуется больше времени, чем в прошлом, из-за низкого уровня инвестиций и необходимости искать новые факторы роста, не связанные с добычей нефти и газа.
  • В целях преодоления инфляционной инерции крайне важно ужесточить кредитно-денежную политику, чтобы лучше противостоять инфляционному давлению. Наряду с действиями Центрального банка большую роль в ослаблении инфляционных ожиданий могут сыграть регулирование цен на коммунальные услуги и совершенствование антимонопольной политики. Последовательное замедление темпов инфляции укрепит доверие к политике Центрального банка и способствовало бы снижению возросших номинальных и реальных процентных ставок.
  • На федеральном и региональном уровнях следует предпринять дальнейшие усилия по улучшению делового климата. Производительность в секторе, связанном с внешней торговлей, и секторе услуг все еще не вышла на передовой современный уровень. В целях ликвидации этого отставания крайне важно внедрять новые технологии и совершенствовать корпоративное управление, однако для этого необходим деловой климат, способный привлечь иностранных инвесторов и благоприятный для малых и средних предприятий (МСП), обладающих инновационными технологиями.

РОСТ ЭКОНОМИКИ ЕЩЕ БОЛЕЕ ЗАМЕДЛИЛСЯ

ЗАПАДНЫЕ САНКЦИИ ПРИВЕЛИ К СНИЖЕНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ И РОСТУ СТОИМОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ВЗНОСОВ В СОЧЕТАНИИ С ОСЛАБЛЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ УДЕРЖИВАЕТ БИРЖЕВЫЕ КОТИРОВКИ НА НЕВЫСОКОМ УРОВНЕ

Показатели переходного процесса по секторам за 2014 год
Корпоративный сектор Энергетика Инфраструктура Финансовые организации

Источник: ЕБРР.
Примечание. ФО – финансовые организации; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство; СИДФУ – страхование и другие финансовые услуги; инв. фонды – инвестиционные фонды.


Основные макроэкономические показатели (%)

  2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
          прогноз
Рост ВВП 4,3 4,3 3,1 1,3 0,0
Инфляция (в среднем) 6,9 8,4 5,1 6,8 7,2
Сальдо госбюджета/ВВП -3,4 1,5 0,4 -0,7 0,0
Баланс текущего счета/ВВП 4,4 5,1 3,7 1,7 2,9
Чистые ПИИ/ВВП -0,6 -0,6 0,1 -0,7 -0,8
Внешний долг/ВВП 32,9 27,6 26,5 34,8
Валовые резервы/ВВП 29,8 26,9 26,6 24,8
Кредитование частного сектора/ВВП 41,8 42,9 50,2 53,5

Макроэкономические показатели

Рост экономики замедляется из-за геополитического кризиса и под действием структурных факторов. Темпы роста, составлявшие в 2010–2012 годах от 3% до 4%, снизились в 2013 году до 1,3%, а в первой половине 2014 года сократились в годовом исчислении до 0,8%. Такое замедление темпов обусловлено сочетанием глобального ухудшения экономических условий, снижения среднего уровня цен на нефть, слабеющей предпринимательской и потребительской уверенности, а также структурных факторов, ограничивающих рост предложения. Последствия этих негативных явлений лишь отчасти компенсируются растущим превышением экспорта над импортом (в основном за счет сокращения последнего) и более высокими, чем ожидалось, показателями сельскохозяйственного производства в первой половине 2014 года.

Темпы инфляции оставались высокими и в сентябре 2014 года достигли 8%. Слабеющий рубль и запрет на импорт в Россию продуктов питания из западных стран стали причинами роста потребительских цен на 1-2 процентных пункта. Сохранению высокого уровня инфляции, возможно, способствовал наметившийся в последние годы разрыв в темпах повышения реальной заработной платы и роста производительности труда. Однако свою роль здесь мог сыграть и недостаточный объем предложения. Сдержать давление со стороны спроса можно было бы путем торможения роста заработной платы, но проблему нехватки производственного потенциала это не решит.

Центральный банк ужесточил политику, стремясь одновременно противостоять инфляционному давлению и ограничить отток капитала из страны. С 2011 года Центральный банк осуществляет поэтапный переход в режим инфляционного таргетирования, увеличивая гибкость обменного курса. Этот процесс временно обратился вспять в 2014 году, когда из-за крайне непредсказуемой политической обстановки пришлось шире прибегать к интервенциям, но в целом Центральный банк продолжает следовать прежним курсом. Однако политическое сопротивление жесткой кредитно-денежной политике ощущается все сильнее, о чем свидетельствуют звучащие в последнее время призывы к налоговым послаблениям в ответ на затухание экономического роста и к более тесной координации действий в кредитно-денежной и налогово-бюджетной сферах.

Чистый отток частного капитала усилился из-за возросшей неуверенности инвесторов. Если в первые девять месяцев 2013 года из страны было выведено 34 млрд. долл. США, то за аналогичный период 2014 года – уже 88 млрд. (около 4,4% ВВП), что стало следствием ослабления предпринимательской уверенности, положительного сальдо текущих внешних операций и свободным движением капитала. В третьем квартале года этот отток замедлился, так как банки начали выходить из зарубежных активов. Финансовые санкции Запада и меры по деофшоризации экономики, принимаемые и планируемые российским правительством, могут также заставить российские компании репатриировать накопленные в офшорах резервы для финансирования операций на внутреннем рынке. Профицит счета текущих операций увеличился с примерно 1,7% ВВП в 2013 году до 2,6% в первые девять месяцев 2014 года благодаря по-прежнему высоким доходам от экспорта нефти и газа при замедлении роста импорта из-за спада инвестиционной и потребительской активности и снижения курса рубля.

Хотя в 2014 году международные резервы уменьшились, они остаются на очень комфортном уровне. Сокращение резервов с 510 млрд. долл. США в начале года до 465 млрд. долл. США к сентябрю 2014 года было связано с увеличенными валютными интервенциями Центрального банка в марте и апреле и усилившимся оттоком капитала, о котором говорилось выше. Продолжение этого оттока, а также необходимость погашения внешней задолженности российских компаний, включая банки (в 2015 году уплате подлежат порядка 100 млрд. долл. США), при практически полном отсутствии доступа к внешнему рефинансированию из-за санкций, могут значительно увеличивать давление на резервы. Смягчать это давление Центральному банку удается, возможно, за счет повышения гибкости обменного курса путем расширения валютного коридора и смягчения формальных условий проведения интервенций.

Бюджетные позиции все еще прочны, но начинают ослабевать. Рост расходов на социальные нужды привел в 2013 году к дефициту консолидированного бюджета (включая бюджеты региональных и местных органов власти) в размере 1,3% ВВП, хотя еще в 2012 году в бюджете сохранялся профицит на уровне 0,4%; при этом задолженность российских регионов в 2013 году возросла на 29%. В период с января по август 2014 года превышение совокупных бюджетных доходов над расходами достигло 2,1% ВВП, по сравнению с 1,3% ВВП за аналогичный период 2013 года, – в основном благодаря ослаблению курса рубля, повышающего рублевую доходность нефтегазового сектора. Доходная часть бюджета формируется также за счет дивидендов государственных предприятий (около 1% ВВП); при этом общее замедление роста экономики вынуждает правительство прибегать к средствам Фонда национального благосостояния (ФНБ) для рекапитализации ряда государственных банков и заставляет рассматривать возможность их использования также для поддержки частных и государственных проектов по развитию инфраструктуры. Субординированные кредиты, предоставленные государственным банкам в период кризиса 2009 года, конвертированы сейчас в привилегированные акции, принадлежащие правительству. В предварительном порядке с ФНБ обсуждается идея выделения 800 млрд. рублей на реализацию проектов по строительству железных и автомобильных дорог и развитию нанотехнологий. Отчисления в рамках второго компонента пенсионной системы приостановлены на два года; рассматривается возможность национализации пенсионных активов (величина которых эквивалентна 2,8% ВВП).

В 2014 году ожидается нулевой прирост ВВП, а в 2015 – его небольшое сокращение. В условиях падения цен на нефть, наличия непредсказуемых геополитических факторов, ослабляющих уверенность деловых кругов, и необходимости погашения потребителями долгов, накопленных в период недавнего кредитного бума, рост ВВП в 2014 году прогнозируется на нулевом уровне, а 2015 году предположительно сменится небольшим сокращением (- 0,2%). Продолжение геополитического кризиса в среднесрочной перспективе существенно усилит риск дальнейшего развития событий по негативному сценарию.


Основные изменения в области проведения структурных реформ

В мае 2014 года был подписан договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) с Беларусью и Казахстаном. Этот документ, вступающий в силу в 2015 году, является новым шагом по пути экономической интеграции после создания в 2009 году Евразийского таможенного союза (ЕАТС). Десятого октября 2014 года к ЕАЭС и ЕАТС присоединилась Армения, а процесс присоединения Киргизской Республики должен завершиться к концу 2014 года. Договором предусмотрены свободное движение товаров, услуг, капитала и людей на территориях стран-членов и более тесная координация на ряде направлений макроэкономической и структурной политики. На сегодняшний день объем взаимной торговли между членами объединения, по-видимому, невелик; важно, чтобы ЕАЭС оставался открытым для торговых и инвестиционных связей с другими странами.

Международный рейтинг конкурентоспособности России продолжал улучшаться. Согласно докладу Всемирного банка «Doing Business» за 2015 год, по качеству условий для предпринимательской деятельности Россия занимает в мире 62-е место из 189 стран (на две строчки выше, чем в прошлом году). Кроме того, страна поднялась с 64-го на 53-е место в рейтинге конкурентоспособности согласно «Докладу о глобальной конкурентоспособности» за 2014–2015 годы Всемирного экономического форума, продемонстрировав прогресс почти по всем показателям. Дальнейшего улучшения можно ожидать благодаря инициативам по совершенствованию инвестиционного климата в регионах, реализуемым через Агентство стратегических инициатив (АСИ), получавшее на начальном этапе поддержку и финансирование от ЕБРР. Недавно АСИ представило информацию о рейтингах 21 региона страны, составленных впервые на основе статистических данных, опросов предпринимателей и экспертов; это может создать у региональных властей состязательный настрой в вопросах улучшения делового климата. Ведущаяся работа над инвестиционными стандартами для муниципального сектора позволит выявить передовую практику и наметить эталонные показатели в этой области.

Российский рынок корпоративных долговых обязательств стал еще более доступным. Иностранные инвесторы могут совершать операции на этом рынке через международные расчетные системы «Euroclear» и «Clearstream». До этого, в 2013 году аналогичные изменения произошли на рынке государственных обязательств.

Продолжается консолидация банковского сектора. С тех пор, как в сентябре 2013 года Центральному банку России были переданы все функции регулирования финансовых рынков страны, он вынес решения о закрытии около 80 банков, чьи финансовые показатели и качество управления были сочтены неудовлетворительными. Несмотря на все еще высокую концентрацию капитала в крупных государственных банках (двум из которых в совокупности принадлежат 45% банковских активов страны), эти недавние меры могут способствовать оздоровлению банковской системы, в которой по-прежнему велика численность небольших, непрозрачных учреждений.

Правительство планирует усилить административно-правовые стимулы к сокращению доли офшорных структур в российских компаниях. В июле 2013 года был принят закон об ограничении операций с наличностью и использования компаний-«однодневок», специально учреждаемых для проведения отдельных краткосрочных сделок. Законопроект о «деофшоризации», вступающий в силу с 2015 года, предусматривает налогообложение не по месту регистрации компаний, а по месту постоянного проживания выгодоприобретателей, сокращая тем самым возможность получения налоговых льгот. Он также ограничивает возможность получения офшорными компаниями финансовой поддержки и их участия в распределении государственных заказов. Ряд крупных компаний уже объявили о своем намерении сменить свой офшорный статус на российский.

Перед лицом санкций, введенных Западом в связи с кризисом в Украине, российские власти в августе 2014 года установили годичный запрет на импорт из ЕС ряда продовольственных товаров. Были приняты и другие меры, включая запрещение импорта украинских продуктов питания, в том числе молочной продукции и кондитерских изделий. Наряду с этим за последний год имел место ряд временных шагов, затрудняющих импорт сельскохозяйственной и промышленной продукции. Это привело к понижению рейтинга России по таким параметрам переходного процесса, как либерализация внешнеторгового и валютного режимов.

Приватизация продвигалась медленными темпами. В последние годы в России наметилось существенное отставание от намеченного графика приватизации, предполагавшего ежегодную продажу государственного имущества на сумму, эквивалентную примерно 0,5% ВВП. Приватизация в этот период коснулась в основном малых предприятий, что позволило выполнить лишь небольшую часть первоначальных планов пополнения бюджета. Акции крупных компаний не выставлялись на продажу со времени публичного размещения акций концерна «Алроса» в октябре 2013 года, при том что некоторые из них (в том числе «Роснефть» и ВТБ) уже не один год фигурируют в официальном списке структур, подлежащих приватизации.

Частные пенсионные взносы были перенаправлены в солидарную систему пенсионного обеспечения. Эта временная мера в отношении отчислений работников в частные пенсионные фонды была принята в 2014 году до тех пор, пока частные фонды не будут преобразованы в акционерные общества, поднадзорные Центральному банку. В августе 2014 года правительство постановило продлить срок такого преобразования до конца 2015 года. Тем временем в правительстве рассматривается вопрос о национализации накопленных средств. В 2014 году также были приняты решения о постепенном увеличении минимального пенсионного стажа и о переходе с 2015 года на систему условно-фиксированных взносов.

TRANSITION REPORT 2014 Innovation in Transition

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/11/Russia.jpg) top left;" title="Russia">

Highlights

  • Economic growth has slowed further. GDP growth decelerated from 1.3 per cent in 2013 to 0.8 per cent in the first half of 2014 against the backdrop of subdued investment activity and slowing consumption.
  • Western sanctions have dented business confidence and increased the cost of financing. Capital outflows accelerated in the first half of 2014 and the rouble weakened to historic lows. Lending interest rates increased by 100-300 basis points as the central bank tried to support the exchange rate and contain inflation by hiking the policy rate.
  • Diversion of private pension contributions, along with weaker business confidence, kept stock market valuations low. The contemplated transfer of private pension funds into the pay-as-you-go system may support short-term fiscal balances but will have a negative effect on capital market development.

Key priorities for 2015

  • A fast resolution of the geopolitical crisis is needed to boost business confidence and regain access to international financing. While Western sanctions have largely resulted in weaker investments, Russian counter-sanctions have raised inflation and are containing consumption. These factors have lowered the country’s short-term growth and long-term growth potential. In contrast to earlier years, recovery is expected to be slower due to low investment and the need to find new growth drivers other than oil and gas.
  • Tackling inflationary pressures by tightening monetary policy is key to breaking inflationary inertia. In addition to actions taken by the central bank, utility price regulation and improvements in competition policy could also play an important role in lowering inflationary expectations. Sustained disinflation would strengthen the central bank’s policy credibility and would help reduce high nominal and real interest rates.
  • Further efforts at the federal and regional level are necessary to improve the business climate. Productivity in the tradeable and services sectors has still not reached the technological frontier. Adopting modern technologies and improving corporate governance are essential to close these gaps, but require a business environment that is attractive to foreign investors, and small and medium-sized enterprises (SMEs) with innovative technologies.

ECONOMIC GROWTH HAS SLOWED FURTHER

WESTERN SANCTIONS HAVE DENTED BUSINESS CONFIDENCE AND INCREASED THE COST OF FINANCING

DIVERSION OF PRIVATE PENSION CONTRIBUTIONS, ALONG WITH WEAKER BUSINESS CONFIDENCE, KEPT STOCK MARKET VALUATIONS LOW

2014 sector transition indicators
Corporate Energy Infrastructure FI

Source: EBRD.
Note: FI – Financial institution; ICT – Information and communication technology; Water – Water and wastewater; IAOFS – Insurance and other financial services; PE – Private equity.


Main macroeconomic indicators %

  2010 2011 2012 2013 2014
          proj.
GDP growth 4.3 4.3 3.1 1.3 0.0
Inflation (average) 6.9 8.4 5.1 6.8 7.2
Government balance/GDP -3.4 1.5 0.4 -0.7 0.0
Current account balance/GDP 4.4 5.1 3.7 1.7 2.9
Net FDI/GDP -0.6 -0.6 0.1 -0.7 -0.8
External debt/GDP 32.9 27.6 26.5 34.8 n.a.
Gross reserves/GDP 29.8 26.9 26.6 24.8 n.a.
Credit to private sector/GDP 41.8 42.9 50.2 53.5 n.a.

Macroeconomic performance

Economic growth has been decelerating due to the geopolitical crisis and structural factors. Growth slowed from 3-4 per cent between 2010 and 2012 to 1.3 per cent in 2013, and further to 0.8 per cent in the first half of 2014, year-on-year. This deceleration reflects a combination of the weaker global environment, a lower average oil price, worsening investor and consumer confidence, as well as supply-side constraints. Growing net exports (mainly due to lower imports) and a larger-than-expected agricultural output in the first half of 2014 could only partially offset these negative factors.

Inflation remained at elevated levels, reaching 8 per cent in September 2014. The weakening rouble and the Russian import ban on Western food products have raised consumer prices by 1-2 percentage points. The gap between real wages and productivity growth over the past few years may have contributed to persistently high inflation. However, supply-side constraints could also be playing a role. Slowing wage growth could contain demand-side pressures but capacity constraints may still remain.

The central bank has tightened policies with the dual purpose of tackling inflationary pressures and stemming capital outflows. Since 2011 the central bank has been gradually moving towards an inflation-targeting regime, by increasing exchange rate flexibility. This process was reversed temporarily in 2014, with more interventions taking place under particularly heightened political uncertainty, but overall the central bank is maintaining its course. Political pressures against tight monetary policy, however, are increasingly manifested in recent calls for both fiscal loosening in the context of feeble growth, as well as closer coordination between the monetary and fiscal authorities.

Net private capital outflows increased due to weaker investor confidence. Outflows increased from US$ 34 billion in the first nine months of 2013 to US$ 88 billion in the first nine months of 2014 (around 4.4 per cent of GDP), reflecting weak business confidence, current account surplus and the lack of capital controls. Capital outflows slowed in the third quarter as banks divested foreign assets. Western financial sanctions and anti-offshore measures taken or proposed by the Russian government may also force Russian corporates to repatriate offshore buffers in order to finance their domestic operations. The current account surplus has increased from around 1.7 per cent of GDP in 2013 to 2.6 per cent in the first nine months of 2014, as oil and gas-related export receipts remained high, while imports slowed due to weakening investment and consumption, as well as the depreciating rouble.

Although international reserves decreased in 2014, they are still at very comfortable levels. The decline from US$ 510 billion at the beginning of the year to US$ 465 billion in September 2014 is due to heavy central bank interventions in March and April and the elevated capital outflows noted earlier. Persistent capital outflows and the need to repay Russian companies’ (including banks) foreign debt (around US$ 100 billion in 2015), with limited or no availability of foreign refinancing due to sanctions, could put significant stress on reserves. The central bank’s efforts to make the exchange rate regime more flexible by broadening the intervention band and easing formal requirements to intervene may have helped to mitigate these pressures.

Fiscal balances, although still strong, have been weakening. Due to increased social spending, the consolidated budget (including regional and local budgets) ran a deficit of 1.3 per cent of GDP in 2013, compared with the 0.4 per cent surplus seen in 2012, and the debt of the Russian regions increased by 29 per cent in 2013. The consolidated budget surplus reached 2.1 per cent of GDP in January to August 2014 – up from 1.3 per cent of GDP in January to August 2013 – mainly owing to the weak rouble boosting oil-related revenues. Budgetary revenues have also been reliant on proceeds from state-owned corporations (around 1 per cent of GDP), while the general economic slow-down has led the government to use outlays from the National Welfare Fund (NWF) to recapitalise some state-owned banks and contemplate further support for corporate and state infrastructure projects. Subordinated loans issued to state-owned banks during the 2009 crisis have now been converted into preferred shares belonging to the government. Preliminary discussions are also under way with the NWF to provide funding in the amount of RUB 800 billion for railway, road and nanotechnology projects. Payments into the second pillar of the pension system have been suspended for two years, and the potential nationalisation of pension assets (which amount to 2.8 per cent of GDP) is being discussed.

GDP is expected to stagnate in 2014 and to record a mild contraction in 2015. With oil prices declining, geopolitical uncertainty denting business confidence and consumers paying down debts incurred during the recent lending boom, GDP growth is expected to be around zero per cent in 2014 and slightly negative (-0.2 per cent) in 2015. The balance of risks is heavily tilted to the downside in the medium term, should the geopolitical crisis persist.


Major structural reform developments

A treaty establishing the Eurasian Economic Union (EEU) was signed in May 2014 with Belarus and Kazakhstan. The agreement, which comes into force in 2015, marks the next step in economic integration after the creation of the Eurasian Customs Union (ECU) in 2009. Armenia also joined the ECU and the EEU on 10 October 2014, while the accession process for the Kyrgyz Republic is expected to be finalised by the end of 2014. The agreement envisages the free movement of goods, services, capital and people between its member countries, as well as closer coordination of certain macroeconomic and structural policies. At present, internal trade seems to be limited and it will be important to ensure that the EEU remains open to trade and investment from other countries.

Russia’s ranking in international competitiveness ratings improved further. The World Bank Doing Business 2015 report places Russia at 62nd out of 189 countries for ease of doing business (up two positions from last year). In addition, the country jumped from 64th to 53rd place in the World Economic Forum’s Global Competitiveness Report 2014-2015, with progress in almost all areas. Further progress may come from initiatives to improve the regional investment environment, spearheaded by the Agency for Strategic Initiatives (ASI) and supported by earlier EBRD efforts and funding. The ASI recently presented pilot ratings for 21 regions using statistical data, and business and expert surveys, which may create peer pressure to improve the business climate. Ongoing work on municipal investment standards will set best practices and benchmarks.

Access to the Russian corporate debt market has further improved. Foreign investors can access the Russian corporate debt market through international clearing systems, Euroclear and Clearstream. This comes after a similar change in the government debt market in 2013.

Consolidation of the banking sector has advanced. Since it became the country’s single financial market regulator in September 2013, the Central Bank of Russia has closed down some 80 banks that were deemed to have weak financial performance and corporate governance. Although a high concentration of large state-owned banks still remains (the two largest hold 45 per cent of the system’s total assets), these latest measures should help clean up the banking system, which still has a significant number of small and non-transparent institutions.

The government plans to strengthen regulatory incentives to reduce offshore participation in Russian companies. In July 2013 the government adopted a law, which aims to limit cash transactions and the use of “one-day” companies, set up for specific transactions over a short period of time. A draft law on “de-offshorisation”, destined to take effect from 2015, would apply taxation according to the residency of the beneficial owner, rather than the state of establishment, thus reducing tax benefits. The law would also restrict access to financial support and participation in state procurements for companies with an offshore background. Some large companies have already declared their intention to change their offshore ownership structure to Russian entities.

Against the backdrop of Western sanctions, resulting from the crisis in Ukraine, Russian authorities have introduced a one-year import ban on selected EU food products effective from August 2014. Other measures include a ban on imports of Ukrainian food products, including dairy and confectionery. In addition, a number of temporary measures have been adopted over the past year, which affect agricultural and manufacturing imports. As a result, Russia’s transition score on trade and foreign exchange liberalisation has been downgraded.

Progress with privatisation has been slow. Over the past few years Russia has lagged behind considerably on its privatisation schedule, which envisaged annual property sales of around 0.5 per cent of GDP. In recent years mainly small enterprises have been privatised, making up a fraction of the initial revenue plans. Shares in large companies have not been sold since the Alrosa public offering in October 2013, even though several of them (including Rosneft and VTB) have been on the official privatisation lists for years.

Private pension contributions have been diverted to the pay-as-you-go scheme. Employee contributions to private pension funds have been diverted to the pay-as-you-go system temporarily in 2014 until private pension funds are converted into joint-stock companies to be inspected by the central bank. In August 2014 the government extended the conversion timeline until the end of 2015. Meanwhile, the government is considering nationalising the accumulated funds. Other measures introduced in 2014 will gradually increase the minimum years of service and target a notional defined-contribution scheme from 2015.