Доклад о переходном процессе за 2014 год Инновации в переходном процессе

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Mongolia-RU.jpg) top left;" title="Монголия">

Основные события

  • Бум в горнодобывающей промышленности в Монголии продолжался на фоне снижения темпов роста. Годовой прирост ВВП, составивший в 2011 году 17,4%, а в 2012 году –12,3%, в 2013 году уменьшился до 11,7%, а в 2014 году, по всей вероятности, будет еще меньшим из-за снижения цен на основные сырьевые товары и временного приостановления работ в рамках второго этапа освоения одного из крупнейших в мире месторождений медной руды Ою Толгой.
  • Вступил в силу новый закон об инвестициях. Закон предусматривает предоставление национального режима частным иностранным инвесторам. В то же время  для инвестиций в стратегические отрасли, осуществляемых иностранными структурами с государственным участием в капитале, требуется специальное разрешение правительства.
  • Новый закон о ценных бумагах может ускорить развитие рынков капитала. Этот закон, вступивший в силу в январе 2014 года, допускает одновременную регистрацию ценных бумаг на двух биржах и вводит более строгие требования к раскрытию информации о деятельности  компаний, имеющих биржевые котировки.

Ключевые приоритеты на 2015 год

  • Налогово-бюджетная система должна опираться на широкий охват государственного сектора. Для того чтобы правила эффективного фискального регулирования поступлений от сырьевых отраслей внушали доверие, они должны учитывать деятельность ряда государственных структур, выполняющих задачи в области развития, таких, как Банк развития Монголии.
  • Необходимо продолжать усилия по общему улучшению делового климата. В сочетании с недавними изменениями в законодательстве об инвестициях это будет способствовать расширению капиталовложений и диверсификации экономики. К числу приоритетных направлений относятся упрощение ряда процедур лицензирования и согласования и создание условий для трансграничной торговли.
  • В дальнейшем укреплении нуждается система банковского надзора. Важно обеспечить внедрение надлежащих методов регулирования рисков в банковской системе и создание необходимых резервов капитала на случай дальнейшего замедления экономического роста.

БУМ В ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В МОНГОЛИИ ПРОДОЛЖАЛСЯ НА ФОНЕ СНИЖЕНИЯ ТЕМПОВ РОСТА

ВСТУПИЛ В СИЛУ НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ

НОВЫЙ ЗАКОН О ЦЕННЫХ БУМАГАХ МОЖЕТ УСКОРИТЬ РАЗВИТИЕ РЫНКОВ КАПИТАЛА

Показатели переходного процесса по секторам за 2014 год
Корпоративный сектор Энергетика Инфраструктура Финансовые организации

Источник: ЕБРР.
Примечание. ФО – финансовые организации; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство; СИДФУ – страхование и другие финансовые услуги; инв. фонды – инвестиционные фонды.


Основные макроэкономические показатели (%)

  2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
          прогноз
Рост ВВП 6,4 17,5 12,3 11,7 5,0
Инфляция (в среднем) 10,1 9,6 12,4 12,5 12,7
Сальдо госбюджета/ВВП 0,5 -4,8 -11,9 -9,7 -11,1
Баланс текущего счета/ВВП -14,9 -31,5 -32,6 -27,7 -14,1
Чистые ПИИ/ВВП 25,4 52,7 42,7 18,1 8,5
Внешний долг/ВВП 49,2 44,2 68,1 75,3
Валовые резервы/ВВП 36,6 28,1 39,8 16,8
Кредитование частного сектора/ВВП 44,0 47,0 49,8 60,8

Макроэкономические показатели

Темпы роста экономики, опиравшегося на бум в горнодобывающих отраслях, снижаются. Достигнув в 2011 году максимального уровня 17,3%, рост ВВП замедлился до 12,3% в 2012 году, затем до 11,7% в годовом исчислении в 2013 году и до 5,3% в первой половине 2014 года. Хотя июль 2013 года ознаменовался началом коммерческих поставок медного концентрата с первой очереди месторождения Ою Толгой – одного из крупнейших в мире по величине запасов меди и золота – работы по вводу в эксплуатацию второй очереди были приостановлены до согласования правительством и концерном «Rio Tinto», которому принадлежит мажоритарная доля собственности на месторождение, вопросов, связанных с условиями вложения инвестиций и уплаты налогов.

Внешнеэкономические балансы Монголии подверглись одновременному воздействию таких негативных факторов, как сокращение экспорта угля, понижательная динамика цен на медь и ослабление притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ). После рекордных показателей 2011 и 2012 годов (когда их объем превысил, соответственно, 50% и 35% ВВП) ПИИ в 2013 году сократились до 18% ВВП. В результате их приток перестал полностью покрывать дефицит по текущим операциям, который, несмотря на некоторое уменьшение в 2013 году, все еще остается значительным (оценивается в 27% ВВП). Следствием этого становятся быстрый рост внешней задолженности, снижение уровня международных резервов и девальвация тугрика по отношению к доллару США.

Экономической уязвимости способствует проциклическая бюджетно-финансовая политика. При учете квазифискальных операций Банка развития Монголии – государственного банковского учреждения, созданного в 2011 году – реальный дефицит госбюджета в 2013 году составил, согласно оценкам, более 10% от ВВП. Это противоречит духу закона о бюджетно-финансовой стабильности, вступившего в силу в 2013 году и ограничивающего структурный дефицит бюджета предельным уровнем в 2% ВВП. На этом фоне доходность номинированных в долларах облигаций выпуска 2012 года выросла на несколько сот базисных пунктов, и в апреле 2014 года агентство «Standard & Poor’s» понизило суверенный рейтинг Монголии по долгосрочным обязательствам на одну ступень, до B+. Уровень инфляции оставался неустойчивым и чаще всего высоким (15% по состоянию на конец июня 2014 года) под давлением растущих цен на импорт и увеличения денежной массы.

Ожидается, что объемы производства будут расти не столь быстрыми, как прежде, но довольно уверенными темпами. Как и ранее, рост будет поддерживаться за счет крупных проектов в горнодобывающей отрасли и сопутствующих им значительных инвестиций, при условии своевременного достижения договоренности между правительством и частными инвесторами месторождения Ою Толгой. Вместе с тем по мере усиления зависимости Монголии от добычи меди, угля и золота экономика может становиться все более уязвимой к резким перепадам цен на сырьевые товары.


Основные изменения в области проведения структурных реформ

В ноябре 2013 года вступил в силу новый закон об инвестициях. Он заменил собой «Закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли», принятый в мае 2012 года и измененный в апреле 2013 года. В соответствии с новым законом, который распространяет на частных иностранных инвесторов национальный режим, инвесторы могут обращаться с просьбами о выдаче особых сертификатов, гарантирующих неприменение к ним каких-либо изменений режима налогообложения в течение определенного срока, составляющего от 5 до 22 лет. В то же время для иностранных инвестиций в стратегические отрасли, включая добычу полезных ископаемых, банковский сектор и сектор связи, будет требоваться особое разрешение правительства в случаях, когда иностранное предприятие-инвестор находится в полной или частичной собственности государства. Точные процедуры получения таких разрешений еще предстоит разработать в полном объеме. Они могут во многом предопределить эффективность проведенных преобразований как стимула к расширению инвестиций.

Принятие нового закона о ценных бумагах укрепило правовые основы развития рынка капитала. Этот закон, вступивший в силу в январе 2014 года и заменивший собой ряд правовых актов, принятых еще в 2002 году, допускает «двойную» регистрацию компаний на монгольских и международных фондовых биржах и ужесточает требования по раскрытию информации зарегистрированными компаниями, включая сведения об акционерах, управляющих и организационной структуре. В законе также перечисляются 14 видов деятельности, осуществляемых по лицензиям, которые выдает монгольская Комиссия по финансовому регулированию (КФР). К ним относятся услуги по определению кредитных рейтингов, деятельность брокеров и трейдеров на рынке ценных бумаг, а также деятельность инвестиционных фондов и управляющих активами. Так, формирование сообщества отечественных агентств по кредитным рейтингам, присваивающих такие рейтинги компаниям средних размеров, которые имеют или планируют получить котировки на Монгольской фондовой бирже, должно облегчить инвесторам доступ к информации о компаниях, являющихся потенциальными получателями инвестиций.                           

Новый закон о ценных бумагах прямо распространяется на депозитарные расписки и депозитарные банки, а также проводит различие между номинальными владельцами ценных бумаг и выгодоприобретателями. Его дополняет новый закон об инвестиционных фондах, также вступивший в силу в январе 2014 года. В связи с этими новыми законами КФР приняла ряд подзаконных актов, хотя в некоторых областях такие акты еще предстоит подготовить. Продолжается работа над рядом других законов, регулирующих работу финансового рынка, в том числе о пенсионных фондах и о производных финансовых инструментах в иностранной валюте.

За последнее время проведен ряд преобразований, нацеленных на общее улучшение бизнес-среды. Отменены некоторые из требований, предъявлявшихся при регистрации новых предприятий, а также упрощены процедуры получения разрешений на строительство объектов, относимых к категориям малого и среднего риска. Упразднены некоторые виды сборов, взимавшихся при подключении электроэнергии. Резервы для упрощения действующих правил еще не исчерпаны, так как, согласно докладу Всемирного банка «Doing Business» за 2015 год, по качеству условий для предпринимательской деятельности Монголия занимает 72-е место из 189 стран. В июле 2014 года парламентом были приняты поправки к закону о недрах, расширяющие границы территории, на которой может вестись разведка полезных ископаемых, увеличивающие максимальную продолжительность периода разведки до 12 лет и отменяющие мораторий на выдачу лицензий горнодобывающим компаниям. Поправки к закону о нефти, также принятые в июле 2014 года, предусматривают продление периода разведки месторождений, уточняют роль правительства в заключении соглашений о разделе продукции и прямо разрешают экспорт сырой нефти. В том же месяце Монголия подписала соглашение о свободной торговле с Японией.

Основными препятствиями для предпринимательской деятельности считаются недостаточный доступ к финансовым и земельным ресурсам, торговые и таможенные правила и недостаточная квалификация рабочей силы. Это относится к числу главных выводов, сделанных по итогам последнего «Обследования деловой среды и показателей работы предприятий» (BEEPS V), проведенного ЕБРР и Всемирным банком. Около 22% респондентов BEEPS, являющихся топ-менеджерами опрошенных компаний, считают ограниченный доступ к землям серьезным или очень серьезным препятствием для деятельности их фирм. Эта доля выше, чем в ходе предыдущего обследования подобного рода, проводившегося в 2008–2009 годах. По сравнению с 1999 годом увеличился и процент управляющих, для которых серьезным или очень серьезным препятствием является нехватка квалифицированного персонала.

В мае 2014 года парламент принял широкую программу экономических реформ, известную как программа «Сто дней». Она предусматривает: рационализацию государственных расходов и совершенствование бюджетного процесса; дальнейшее развитие ключевой инфраструктуры, в том числе с использованием государственно-частных партнерств; повышение эффективности налогового администрирования; принятие нового закона о залоге движимого имущества; укрепление корпоративного управления в Банке развития Монголии; поддержку малых и средних предприятий; и обзор проводимой политики в целом ряде секторов, включая горнодобывающую отрасль.

TRANSITION REPORT 2014 Innovation in Transition

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Mongolia.jpg) top left;" title="Mongolia">

Highlights

  • Mongolia’s mining boom continued but growth has been decelerating. GDP growth slowed from 17.4 per cent in 2011 and 12.3 per cent in 2012 to 11.7 per cent in 2013 and is likely to decelerate further in 2014, as prices of key export commodities have declined and work on the second phase of Oyu Tolgoi, one of the world’s largest copper deposits, has been temporarily suspended.
  • A new investment law came into force. The law provides for national treatment of private foreign investment. At the same time, foreign-controlled investments in strategic industries by entities with state participation in capital are subject to special government approval.
  • A new securities law has the potential to boost development of capital markets. The law, which became effective in January 2014, introduces dual listing of shares and strengthens disclosure requirements for listed firms.

Key priorities for 2015

  • The fiscal framework needs to be based on broad coverage of the public sector. To be credible, fiscal rules for effective management of commodity revenues should take into account operations of various state entities with development mandates, including the Development Bank of Mongolia.
  • Further efforts are needed to improve the overall business environment. Coupled with recent changes to investment legislation, this would help to boost investment and diversify the economy. Priority areas include streamlining various licensing and permit regulations, and facilitating cross-border trade.
  • Banking supervision needs to be strengthened further. It is important to ensure that the banking system has adequate risk management practices and capital cushions to withstand a possible further deceleration of economic growth.

MONGOLIA’S MINING BOOM CONTINUED BUT GROWTH HAS BEEN DECELERATING

A NEW INVESTMENT LAW CAME INTO FORCE

A NEW SECURITIES LAW HAS THE POTENTIAL TO BOOST DEVELOPMENT OF CAPITAL MARKETS

2014 sector transition indicators
Corporate Energy Infrastructure FI

Source: EBRD. 
Note: FI – Financial institution; ICT – Information and communication technology; Water – Water and wastewater; IAOFS – Insurance and other financial services; PE – Private equity.


Main macroeconomic indicators %

  2010 2011 2012 2013 2014
          proj.
GDP growth 6.4 17.5 12.3 11.7 5.0
Inflation (average) 10.1 9.6 12.4 12.5 12.7
Government balance/GDP 0.5 -4.8 -11.9 -9.7 -11.1
Current account balance/GDP -14.9 -31.5 -32.6 -27.7 -14.1
Net FDI/GDP 25.4 52.7 42.7 18.1 8.5
External debt/GDP 49.2 44.2 68.1 75.3 n.a.
Gross reserves/GDP 36.6 28.1 39.8 16.8 n.a.
Credit to private sector/GDP 44.0 47.0 49.8 60.8 n.a.

Macroeconomic performance

Economic growth, underpinned by a mining boom, has been decelerating. From the peak of 17.3 per cent in 2011, GDP growth slowed to 12.3 per cent in 2012 and further to 11.7 per cent year-on-year in 2013, and then to 5.3 per cent in the first half of 2014. While commercial shipment of copper concentrate from Phase I of Oyu Tolgoi, one of the largest copper and gold deposits in the world, started in July 2013, work on the second phase of the project has been suspended as the government and Rio Tinto, the majority owner of Oyu Tolgoi, seek to agree on issues related to the terms of investment and tax payments.

Mongolia’s external position has been adversely affected by a combination of lower coal exports, a softening of copper prices and a drop in inward foreign direct investment (FDI). FDI declined from the record-high levels of 2011 and 2012 (over 50 per cent of GDP and over 35 per cent of GDP, respectively) to 18 per cent of GDP in 2013. As a result, inflows of FDI no longer fully cover the current account deficit, which narrowed slightly in 2013 but remained large (estimated at 27 per cent of GDP). Consequently, external debt has been rising rapidly, the international reserves have declined, and the togrog has been depreciating against the US dollar.

Procyclical fiscal policies contribute to economic vulnerabilities. The effective budget deficit in 2013 is estimated to have exceeded 10 per cent of GDP if quasi-fiscal operations of the Development Bank of Mongolia, a state development bank created in 2011, are taken into account. This goes against the spirit of the Fiscal Stability Law, which came into force in 2013 and imposes a structural deficit ceiling of 2 per cent of GDP. Against this background, yields on dollar-denominated bonds issued in 2012 rose by several hundred basis points, and in April 2014 the ratings agency Standard & Poor’s downgraded Mongolia’s long-term sovereign debt by one notch, to B+. Inflation has remained volatile, predominantly at elevated levels (15 per cent at the end of June 2014), reflecting pressures from higher import prices as well as expansionary fiscal policies.

Output growth is expected to moderate but remain relatively strong. It will continue to be underpinned by large mining projects and the substantial investment they bring, provided that an agreement can be reached in a timely manner between the government and the private investors in Oyu Tolgoi. At the same time, as Mongolia’s dependence on copper, coal and gold grows, the economy may become increasingly vulnerable to sharp corrections in commodity prices.


Major structural reform developments

A new investment law came into force in November 2013. It replaced the Law on Foreign Investment in Strategic Industries adopted in May 2012 and subsequently amended in April 2013. Under the new law, which in general provides for national treatment of private foreign investment, investors are able to apply for special certificates grandfathering them from changes in the tax regime over a period of 5 to 22 years. At the same time, foreign-controlled investments in strategic industries, including mining, banking and telecommunications, will still be subject to special government approval if foreign investors are partially or fully owned by the state. The exact modalities of the approval process in these cases are yet to be fully developed. They may to a large extent determine whether the adopted changes will be effective in helping to scale up investment.

A new securities law strengthened the legal framework for capital market development. The law, which became effective in January 2014 and replaced legislation dating back to 2002, introduces dual listing of shares on Mongolian and international stock exchanges and strengthens disclosure requirements for listed firms, including information about shareholders, management and the organisational structure of firms. The law also spells out 14 activities that are subject to licences issued by the Financial Regulatory Commission of Mongolia (FRC). These include credit rating services, securities brokering and dealing, and investment fund and asset management activities. In particular, by developing the industry of domestic credit rating agencies that rate medium-sized companies listed or preparing to be listed on the Mongolian Stock Exchange, investors should be able to obtain information on potential investee companies more easily.

The new securities law also explicitly covers depository receipts and custodian banks and introduces a distinction between nominal and beneficial owners of securities. It is complemented by the new Investment Funds Law, which also came into effect in January 2014. The FRC approved a number of implementing regulations in connection with the new laws, while in some areas sub-law regulations are yet to be developed. Work on a number of other pieces of financial markets legislation, including pension funds and foreign exchange derivative products, is ongoing.

A number of recent reforms aim to improve the overall business environment. Some requirements relating to the registration of a new firm have been abolished, and procedures for obtaining a construction permit for projects deemed to pose low and medium risks have been streamlined. Certain fees for electricity connections have been eliminated. There is scope for streamlining various regulations further, as Mongolia ranked 72nd out of 189 countries in terms of ease of doing business according to the World Bank Doing Business 2015 report. In July 2014 parliament passed amendments to the minerals law, which increase the area available for mining exploration, lengthen the exploration period to a maximum of 12 years and end the suspension of the issuance of mining licences. Amendments to the petroleum law, also adopted in July 2014, provide for an extension of the exploration period, clarify the role of the government in production-sharing contracts and explicitly allow for the export of crude oil. In the same month Mongolia signed a free trade agreement with Japan.

Access to finance and land, trade regulations and customs, and inadequate workforce skills are all perceived as key obstacles to doing business. These are among the main findings of the latest round of the Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS V) conducted by the EBRD and the World Bank. Around 22 per cent of respondents to the BEEPS, who are top managers of surveyed companies, consider access to land to be a major or very severe obstacle to their firm’s operations. This is a higher percentage than in the previous survey conducted in 2008-09. The percentage of managers who view lack of skills as a major or very severe obstacle has also increased since 1999.

In May 2014 parliament adopted a broad economic reform agenda, referred to as the hundred-day programme. The programme seeks to: streamline public spending and strengthen budgeting; further develop key infrastructure, including through use of private-public partnerships; streamline tax administration; introduce a new law on movable pledges; strengthen corporate governance at the Development Bank of Mongolia; support small and medium-sized enterprises; and review policies in a number of sectors, including mining.