Доклад о переходном процессе за 2014 год Инновации в переходном процессе

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Kyrgyz-RU.jpg) top left;" title="Киргизская Республика">

Основные события

  • После стремительного выхода в 2013 году из состояния рецессии темпы роста экономики в 2014 году заметно снизились. Благодаря большим объемам золотодобычи на Кумторской шахте рост экономики в 2013 году составил 10,5%. Падение темпов роста в текущем году вызвано замедлением притока денежных переводов из России и поступлений от экспорта.
  • На пути к вступлению страны в ТС ЕврАзЭС сделаны новые шаги. Дорожная карта вступления Киргизской Республики в Евразийский таможенный союз (ЕТС) одобрена Беларусью, Казахстаном и Россией 29 мая 2014 года. Завершение процесса вступления страны в ТС ожидается в конце 2014 года.
  • Парламент страны одобрил основные условия новой сделки между Кумторской золотодобывающей шахтой и канадской компанией «Centerra Gold». В основу данного решения было положено не имеющее обязательной силы соглашение об основных принципах, которое стороны заключили в сентябре 2013 года. Вместе с тем будущее шахты по-прежнему весьма туманно.

Ключевые приоритеты на 2015 год

  • Необходимым условием для вступления страны в ЕТС является успешное выполнение ею дорожной карты. В дорожной карте вступления страны в ЕТС содержится в общей сложности 181 положение, большинство из которых страна должна выполнить до вступления в ЕТС.
  • Необходимо создать стабильно функционирующий правовой режим, предусматривающий, в том числе, защиту имущественных прав в отношении производственной деятельности на Кумторской золотодобывающей шахте. Прогресс, достигнутый в результате заключения не имеющего обязательной силы соглашения об основных принципах урегулирования возникшего по поводу шахты спора между киргизским правительством и «Centerra Gold», стал позитивным сигналом для бизнес-сообщества, однако принципиально важное значение имеют дальнейший переговорный процесс и достигнутые обеими сторонами договоренности по юридическим вопросам.
  • Необходимо заняться устранением недостатков в финансовой системе страны. Финансовая система страны работает по-прежнему слабо, что не позволяет наращивать объемы кредитования и обеспечивать доступ к банковским услугам. В целях обеспечения устойчивого развития банковской системы огромное значение имеют приток в нее новых инвестиций, финансовая подготовка персонала компаний и граждан, введение надежного нормативно-правового режима и, в частности, эффективное применение уже имеющихся норм регулирования банковской деятельности.

ПОСЛЕ СТРЕМИТЕЛЬНОГО ВЫХОДА В 2013 ГОДУ ИЗ СОСТОЯНИЯ РЕЦЕССИИ ТЕМПЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ В 2014 ГОДУ ЗАМЕТНО СНИЗИЛИСЬ

НА ПУТИ К ВСТУПЛЕНИЮ СТРАНЫ В ТС ЕАЭС СДЕЛАНЫ НОВЫЕ ШАГИ

ПАРЛАМЕНТ СТРАНЫ ОДОБРИЛ ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ НОВОЙ СДЕЛКИ МЕЖДУ КУМТОРСКОЙ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ШАХТОЙ И КАНАДСКОЙ КОМПАНИЕЙ «CENTERRA GOLD»

Показатели переходного процесса по секторам за 2014 год
Корпоративный сектор Энергетика Инфраструктура Финансовые организации

Источник: ЕБРР.
Примечание. ФО – финансовые организации; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство; СИДФУ – страхование и другие финансовые услуги; инв. фонды – инвестиционные фонды.


Основные макроэкономические показатели (%)

  2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
          прогноз
Рост ВВП -0,5 6,0 -0,9 10,5 4,5
Инфляция (в среднем) 7,8 16,6 2,8 6,6 6,5
Сальдо госбюджета/ВВП -5,9 -4,6 -5,7 -3,8 -4,4
Баланс текущего счета/ВВП -6,6 -10,0 -25,9 -23,4 -18,4
Чистые ПИИ/ВВП 9,1 11,2 4,4 10,5 8,1
Внешний долг/ВВП 91,4 76,3 79,3 74,2
Валовые резервы/ВВП 34,2 36,4 30,7 31,8
Кредитование частного сектора/ВВП 12,0 10,9 12,9 15,4

Макроэкономические показатели

Пережив шоковое состояние годом ранее, в 2013 году экономика страны восстановилась. В результате сбоев в работе Кумторской золотодобывающей шахты, вызванных забастовкой и неблагоприятными погодными условиями, ВВП страны в 2012 году сократился на 0,9%. Учитывая разовый характер этих шоковых явлений, неудивительно, что экономика страны в 2013 году продемонстрировала стремительный рост, составивший 10,5%. Вместе с тем в первой половине 2014 года показатели роста реального ВВП резко упали – до 3,3% в годовом исчислении (без учета показателей Кумторской шахты темпы роста составили 2,6%). Рост экономики был обусловлен главным образом показателями выпуска промышленной продукции (возросли на 8,6%), строительства и сферы услуг. Вместе с тем в указанный период в горнодобывающей промышленности был зафиксирован спад в размере 6%. Замедление темпов роста российской экономики отрицательно сказалось на притоке в страну денежных переводов, на долю которых приходится примерно 30% номинального ВВП Киргизии.

Инфляция потребительских цен в 2013 году замедлилась до 6,6% и за период с января по август 2014 года составила 6,7% в годовом исчислении. Инфляционное давление было обусловлено главным образом значительной девальвацией киргизского сома вследствие ослабления российского рубля и 20-процентной девальвации казахстанского тенге в феврале 2014 года. В ответ на это Национальный банк Киргизской Республики (НБКР) в начале 2014 года ужесточил свою кредитно-денежную политику в целях ослабления давления на сом. В марте темпы девальвации сома ускорились и НБКР пришлось провести на валютном рынке масштабную интервенцию, с тем чтобы сгладить резкие колебания сома. В марте 2014 года ставка рефинансирования НБКР была повышена с 4,5% до 6%. С мая 2014 года курс национальной валюты стабилизировался, что позволило НБКР начать процесс накопления резервов.

Произошло незначительное восстановление платежного и бюджетного балансов. Благодаря восстановлению объемов экспорта золота и увеличению притока текущих денежных переводов частных лиц дефицит счета текущих операций снизился с 25,9% ВВП в 2012 году до 23,4% в 2013 году. Сокращение государством бюджетных расходов и опережающий рост объемов поступлений позволили снизить дефицит государственного бюджета до 3,8% ВВП. В июне 2014 года Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) провел шестое и окончательное рассмотрение вопроса о предоставлении Киргизской Республике средств в рамках механизма расширенного кредитования и принял решение о выделении ей 9,5 млн. СПЗ.

В 2014 году ожидается значительное снижение темпов роста ВВП. Каналами передачи побочных эффектов российской экономики являются денежные переводы и – в меньшей степени – внешняя торговля. В 2014 году снижению темпов экономического роста будут также способствовать эффект базы сравнения после периода высоких показателей роста в 2013 и уязвимость банковской системы, не позволяющая банкам наращивать объемы кредитования. В 2015 году ожидается незначительное повышение динамики роста, хотя из-за угрозы дальнейшего замедления темпов развития российской экономики положение здесь остается во многом неопределенным. Кроме того, риски возникают и в связи со вступлением страны в ЕТС – этот шаг в ближайшей перспективе может отрицательно сказаться на показателях экономического роста. Вместе с тем в конечном итоге вступление в ЕТС, как ожидается, принесет Киргизской Республике больше пользы, чем если бы она отказалась от вступления в этот союз. Некоторые из отрицательных последствий этого шага будут в ближайшем будущем смягчены с помощью средств, выделяемых Казахстаном и Россией на выполнение страной дорожной карты ее вступления в ЕТС.


Основные изменения в области проведения структурных реформ

Завершение процесса вступления Киргизской Республики в ЕТС ожидается в конце 2014 года. Реализация дорожной карты, одобренной Беларусью, Казахстаном и Россией 29 мая 2014 года, требует внесения серьезных изменений в законодательство Киргизской Республики, в том числе принятия страной 112 законодательных актов в целях гармонизации ее законов с правовой системой ЕТС. Дорожная карта состоит в общей сложности из 181 положения и охватывает девять областей, включая организацию работы таможенных служб, санитарный и ветеринарный контроль, технические нормы и правила, транспорт и инфраструктуру. В настоящее время Россия оказывает Киргизской Республике поддержку, предоставляя ей финансовую помощь в целях содействия выполнению ею дорожной карты. Обе страны достигли договоренности о создании киргизско-российского фонда развития с уставным капиталом 500 млн. долл. США и привлеченными средствами в объеме еще примерно 500 млн. долл. США. Кроме того, Россия обязалась выделить Киргизской Республике гранты на сумму 200 млн. долл. США на цели ускорения экономической интеграции страны с ЕТС.

Неопределенные перспективы дальнейшей работы Кумторской шахты ставят под вопрос развитие горнодобывающей промышленности страны и подрывают доверие инвесторов. В сентябре 2013 года «Centerra Gold» заключила с правительством Киргизской Республики не имеющее обязательной силы соглашение об основных принципах с изложением схемы реструктуризации кумторской сделки, в соответствии с которой АО “Кыргызалтын” обменивает принадлежащие ему 33% акций «Centerra Gold» на 50-процентную долю в Кумторском совместном предприятии с увеличением доли Киргизии до 67% после 2026 года. Постановление парламента по Кумторской шахте было принято в феврале 2014 года после рассмотрения им не имеющего обязательной силы соглашения об основных принципах, выработанного в ходе проведенных переговоров. Правительство Киргизской Республики утвердило представленный «Centerra Gold» план работы Кумторской шахты на 2014 год только в июне 2014 года, всего за несколько дней до истечения последнего срока, установленного канадским инвестором, который в противном случае угрожал прекратить на ней все работы. Вместе с тем высказывались опасения по поводу того, что проведение запланированных работ может причинить вред леднику Давыдова. Общий объем золотодобычи на Кумторской шахте в 2014 году, как ожидается, составит примерно от 550 тыс. до 600 тыс. унций. Сохраняющаяся неурегулированность ситуации на Кумторской шахте остается одной из важнейших проблем, сказывающихся на привлекательности Киргизской Республики как объекта вложения средств, особенно иностранными инвесторами. В настоящее время правительство страны продолжает активный поиск решения этой проблемы, которое, как можно надеяться, снизит уровень неопределенности и тем самым позволит улучшить инвестиционный климат.

Серьезные факторы уязвимости сохраняются в финансовом секторе. Банковская система страны все еще не оправилась от последствий кризиса 2010 года. Тогда временное управление было введено в семи банках. В то время как, согласно сообщениям, объемы НВК остаются относительно низкими (5,9%), ясности с реальным качеством активов нет. Эти факторы уязвимости, усугубляемой недостатками корпоративного управления и общим отсутствием доверия к банковской системе, по-прежнему порождают риски для экономического роста. В сентябре 2013 года парламенту был представлен на рассмотрение новый банковский кодекс, который ему еще только предстоит принять. Лейтмотивом кодекса являются модернизация законодательной системы и гармонизация различных законов, что должно способствовать повышению уровней прозрачности в финансовой системе страны и доверия к ней.

В марте 2014 года НБКР начал применять новый механизм проведения кредитно-денежной политики. Правление НБКР постановило создать новый механизм операционной деятельности для укрепления роли кредитно-денежной политики и ее трансмиссионного механизма, используя ставку рефинансирования в качестве контрольного показателя операционной деятельности. Кроме того, Центральный банк вновь ввел в действие инструменты создания коридора ставок рефинансирования, стал применять механизм краткосрочного пополнения ликвидности, публиковать график заседаний его правления и выпускать пресс-релизы после каждого заседания.

В декабре 2013 года парламент страны одобрил программу устойчивого развития. Данная программа представляет собой административный инструмент реализации Национальной стратегии устойчивого развития на 2013–2017 годы. Основной упор в этой стратегии сделан на поддержание политической стабильности, ускорение социального развития и обеспечение всеобщего процветания. Эти цели будут достигаться путем совершенствования системы управления, ускорения темпов экономического роста, поддержания макроэкономической стабильности и экономически приемлемых параметров задолженности, а также продвижения структурных реформ.

TRANSITION REPORT 2014 Innovation in Transition

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Kyrgyz.jpg) top left;" title="Kyrgyz Republic">

Highlights

  • Economic growth has moderated significantly in 2014 after a strong rebound in 2013. Growth in 2013 reached 10.5 per cent, driven by high gold production at the Kumtor mine. A slow-down in remittances from Russia and in exports has contributed to the drop in growth this year.
  • Further steps were taken towards ECU accession. The road map for Kyrgyz Republic’s accession to the Eurasian Customs Union (ECU) was endorsed by Belarus, Kazakhstan and Russia on 29 May 2014. The accession process is expected to be finalised by the end of 2014.
  • Parliament has approved the key terms of a new deal between Kumtor gold mine and Canadian company Centerra Gold. The decision was based on a non-binding Heads of Agreement (HoA), which the parties entered into in September 2013. However, significant uncertainty still surrounds the future of the mine.

Key priorities for 2015

  • Successful implementation of the road map for ECU accession is vital. The total road map for accession consists of 181 provisions, most of which need to be completed before entry into the union.
  • A stable framework, including property rights protection for Kumtor gold mine operations, needs to be established. Progress with the non-binding HoA between the Kyrgyz government and Centerra Gold over the Kumtor dispute has sent a positive signal to the business community, but further negotiations and the endorsement of legal agreements by both parties is crucial.
  • Weaknesses in the financial sector need to be addressed. The financial sector remains weak, which constrains credit growth and access to banking services. More investment in the banking sector, financial education for firms and individuals, and a robust regulatory framework – in particular, an effective application of the existing bank regulations – are critical for building sustainable growth in the sector.

ECONOMIC GROWTH HAS MODERATED SIGNIFICANTLY IN 2014 AFTER A STRONG REBOUND IN 2013

FURTHER STEPS WERE TAKEN TOWARDS ECU ACCESSION

PARLIAMENT HAS APPROVED THE KEY TERMS OF A NEW DEAL BETWEEN KUMTOR GOLD MINE AND CANADIAN COMPANY CENTERRA GOLD

2014 sector transition indicators
Corporate Energy Infrastructure FI

Source: EBRD.
Note: FI – Financial institution; ICT – Information and communication technology; Water – Water and wastewater; IAOFS – Insurance and other financial services; PE – Private equity.


Main macroeconomic indicators %

  2010 2011 2012 2013 2014
          proj.
GDP growth -0.5 6.0 -0.9 10.5 4.5
Inflation (average) 7.8 16.6 2.8 6.6 6.5
Government balance/GDP -5.9 -4.6 -5.7 -3.8 -4.4
Current account balance/GDP -6.6 -10.0 -25.9 -23.4 -18.4
Net FDI/GDP 9.1 11.2 4.4 10.5 8.1
External debt/GDP 91.4 76.3 79.3 74.2 n.a.
Gross reserves/GDP 34.2 36.4 30.7 31.8 n.a.
Credit to private sector/GDP 12.0 10.9 12.9 15.4 n.a.

Macroeconomic performance

The economy recovered in 2013 after the shocks of the previous year. The combination of a strike and weather-related disruption at the Kumtor gold mine caused GDP to contract by 0.9 per cent in 2012. Given the one-off nature of these shocks, it was not surprising that the economy rebounded strongly in 2013, growing by 10.5 per cent. However, real GDP growth moderated significantly in the first half of 2014 to 3.3 per cent year-on-year (with non-Kumtor growth at 2.6 per cent). Growth was driven primarily by industrial output (increasing by 8.6 per cent), construction and services. However, a 6 per cent decrease was observed in the mining sector during this period. The slow-down in Russia has negatively affected the inflow of remittances, which accounts for around 30 per cent of nominal GDP.

Headline inflation slowed to 6.6 per cent in 2013 and stood at 6.7 per cent year-on-year for the January to August 2014 period. Inflationary pressures primarily stem from a significant depreciation of the Kyrgyz som, following the weakening of the Russian rouble and the 20 per cent devaluation of the Kazakhstani tenge in February 2014. In response, the National Bank of the Kyrgyz Republic (NBKR) tightened its monetary policy in early 2014 to fend off pressures on the som. Currency depreciation picked up in March and the NBKR had to intervene heavily to smooth out the sharp fluctuations. The NBKR’s policy rate was increased from 4.5 per cent to 6 per cent in March 2014. The currency has stabilised since May 2014, allowing the NBKR to start accumulating reserves.

The external and fiscal balances recovered slightly. The current account deficit declined from 25.9 per cent of GDP in 2012 to 23.4 per cent in 2013 helped by the recovery in gold exports and an increase in private current transfers. Restrained government spending and higher-than-expected revenues brought the government deficit down to 3.8 per cent of GDP. In June 2014 the Executive Board of the International Monetary Fund (IMF) completed a sixth and final review under the Extended Credit Facility arrangement for the Kyrgyz Republic and approved the disbursement of SDR 9.5 million.

GDP growth in 2014 is expected to slow significantly. Remittances and, to a lesser extent, external trade are transmission channels for spillovers from the Russian economy. The base effect following high growth in 2013, and the fragility of the banking sector – which is constraining the ability of banks to increase lending – are also contributing to lower growth in 2014. Growth is expected to improve slightly in 2015, although there remains significant uncertainty due to the risk of further slow-down in the Russian economy. There are also risks to joining the ECU, which in the short term could have a negative effect on growth. However, in the long run the benefits of joining are expected to have a more positive impact than if the Kyrgyz Republic decided to stay outside of the ECU. Some of the negative short-term effects will be mitigated through the use of funds provided by Kazakhstan and Russia for the implementation of the country’s road map to accession.


Major structural reform developments

The Kyrgyz Republic’s accession to the ECU is expected to be finalised by the end of 2014. The road map endorsed by Belarus, Kazakhstan and Russia on 29 May 2014 requires significant legislative changes for the Kyrgyz Republic, including 112 legal acts that the country needs to implement for its harmonisation with the ECU’s legal framework. The entire road map consists of 181 provisions and covers nine areas, including customs management, sanitary and veterinary control, technical regulation, transport and infrastructure. Russia is supporting the country by providing financial assistance to the Kyrgyz Republic to facilitate the implementation of its road map. The two countries have agreed to set up a Kyrgyz-Russia Development Fund with an authorised capital of US$ 500 million and borrowed funds of around US$ 500 million. Russia has also committed to provide US$ 200 million on a grant basis to speed up the Kyrgyz Republic’s economic integration into the ECU.

The uncertainty surrounding Kumtor’s future poses risks to mining sector development and investor confidence. In September 2013 Centerra Gold entered into a non-binding Heads of Agreement with the Kyrgyz government, which outlines a restructuring of the Kumtor deal, under which Kyrgyzaltyn JSC would exchange its 33 per cent share in Centerra Gold for 50 per cent interest in a Kumtor joint venture, with an increase of the Kyrgyz share to 67 per cent after 2026. Parliament adopted the Kumtor resolution in February 2014 following a review of the previously negotiated non-binding HoA. The Kyrgyz government approved Centerra Gold’s mine plan for 2014 only in June 2014, just a few days ahead of a deadline set by the Canadian investor, which had threatened to shut down operations otherwise. Concerns have been raised, however, that the planned works could damage the Davydov glacier. In total, Kumtor’s gold production is expected to be around 550,000 to 600,000 ounces in 2014. The lack of a permanent solution to the Kumtor mine situation remains one of the most important issues affecting the attractiveness of the Kyrgyz Republic as an investment destination, particularly for foreign investors. The government is continuing to actively seek a solution that could hopefully reduce uncertainty and therefore improve the investment climate.

Significant vulnerabilities remain in the financial sector. The banking system is still recovering from the 2010 crisis. At the time, seven banks were placed under temporary administration. While the reported levels of NPLs have remained relatively low (5.9 per cent), the true quality of assets is uncertain. These vulnerabilities, aggravated by weak corporate governance and a general lack of confidence in the banking sector, continue to pose a risk to growth. In September 2013 a new banking code was submitted to parliament, but it is yet to be approved. The code emphasises the modernisation of the legislative system and harmonisation of various laws, which should contribute to higher transparency and increased confidence in the financial sector.

The NBKR started implementing a new monetary policy framework in March 2014. The board of the NBKR decided to set up a new operational framework to enhance the role of the monetary policy and strengthen its transmission mechanism by using the policy rate as an operational target. The central bank also reactivated instruments to create a policy rate corridor, introduced a short-term liquidity facility, and started to announce the schedule of its board meetings and issue press releases after each meeting.

Parliament adopted a sustainable development programme in December 2013. The programme represents an administrative tool to implement the National Sustainable Development Strategy for 2013-17. The new strategy will focus on maintaining political stability, improving social development and promoting shared prosperity. This will be achieved by improving governance, accelerating economic growth, maintaining macroeconomic stability and debt sustainability, and advancing structural reforms.