Доклад о переходном процессе за 2014 год Инновации в переходном процессе

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/09/Kazakhstan-RU.jpg) top left;" title="Казахстан">

Основные события

  • Казахстан начал реализацию масштабных экономических реформ. При поддержке международных финансовых организаций, в том числе ЕБРР, процесс проведения структурных реформ в стране идет ускоренными темпами. Помимо этого, в настоящее время принимаются дальнейшие меры по улучшению инвестиционного климата, реформируется система государственного управления, началась приватизация крупных предприятий.
  • В мае 2014 года подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор вступает в силу в январе 2015 года и позволит углубить связи между Беларусью, Казахстаном и Россией, которые уже объединились в Таможенный союз ЕврАзЭС в 2010 году.
  • По-прежнему сохраняется неопределенность вокруг Кашаганского нефтяного месторождения. Из-за утечек газа это пятое в мире по запасам нефти месторождение и потенциальный источник крупных поступлений в государственный бюджет, согласно прогнозам, не войдет в эксплуатацию в 2014 году, и можно ожидать, что объем добычи нефти в 2015 году, если она вообще будет осуществляться, окажется незначительным.

Ключевые приоритеты на 2015 год

  • Серьезными вызовами по-прежнему остаются диверсификация экономики и снижение зависимости страны от экспорта углеводородов. По мере ввода в эксплуатацию в 2014-2018 годах новых месторождений нефти зависимость страны от природных ресурсов может еще более усилиться. Одной из главных задач для руководства страны станет реализация масштабной программы по диверсификации экономики.
  • Необходимо продолжить осуществление структурных реформ. Повышение конкурентоспособности и производительности в стране требует как проявления инициативы, так и оказания поддержки со стороны государства. Для ускорения хода структурных реформ и модернизации экономики руководством страны заключены соглашения о партнерстве с международными финансовыми организациями, в том числе с ЕБРР.
  • Необходимо заняться расчисткой накопившихся больших объемов невозвратных кредитов (НВК). Произошло укрепление законодательной базы мероприятий по расчистке невозвратных кредитов (НВК), заданы высокие контрольные показатели по сокращению их объемов, однако реальных результатов пока не видно.

КАЗАХСТАН НАЧАЛ РЕАЛИЗАЦИЮ МАСШТАБНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

В МАЕ 2014 ГОДА ПОДПИСАН ДОГОВОР О СОЗДАНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (ЕАЭС)

ПО-ПРЕЖНЕМУ СОХРАНЯЕТСЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВОКРУГ КАШАГАНСКОГО НЕФТЯНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Показатели переходного процесса по секторам за 2014 год
Корпоративный сектор Энергетика Инфраструктура Финансовые организации

Источник: ЕБРР.
Примечание. ФО – финансовые организации; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство; СИДФУ – страхование и другие финансовые услуги; инв. фонды – инвестиционные фонды.


Основные макроэкономические показатели (%)

  2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
          прогноз
Рост ВВП 7,3 7,5 5,0 6,0 5,0
Инфляция (в среднем) 7,1 8,3 5,1 5,8 7,9
Сальдо госбюджета/ВВП 1,5 6,0 4,5 5,2 3,8
Баланс текущего счета/ВВП 0,9 5,4 0,5 -0,1 0,3
Чистые ПИИ/ВВП 2,5 4,6 5,8 3,4 3,5
Внешний долг/ВВП 79,9 66,6 67,3 64,2
Валовые резервы/ВВП 21,9 21,8 11,8 9,4
Кредитование частного сектора/ВВП 34,8 31,8 32,8 32,0

Макроэкономические показатели

В 2013 году темпы экономического роста оставались высокими и составили 6%. Темпы роста «подпитывались» главным образом внутренним спросом, устойчивой динамикой инвестиционных процессов, большими объемами потребительских расходов и растущими показателями добычи нефти. Из-за ослабления внешнего спроса со стороны развивающихся рынков, замедления экономического развития в России, снижения уровня доверия инвесторов после девальвации тенге в феврале и падения темпов роста в горнодобывающей промышленности показатели роста экономики в первом полугодии 2014 года упали до 3,9%. Экономика страны по-прежнему во многом зависит от экспорта нефти и газа. В июне 2014 года рейтинговое агентство «Standard & Poor’s» понизило рейтинг Казахстана до негативного.

В феврале 2014 года Национальный банк Казахстана (НБК) девальвировал тенге на 20%. В условиях, когда более половины продаваемых в стране потребительских товаров составляет импортная продукция, девальвация тенге оказывает давление на уровни цен и покупательную способность домохозяйств. Для смягчения этих последствий правительством взят курс на борьбу с инфляцией, однако в текущем году ее темпы, тем не менее, ускорились с 4,8% в конце 2013 года до 6,9% в июле 2014 года.

По-прежнему сохраняется профицит бюджета и счета текущих операций. Благодаря сокращению общих расходов, как капитальных, так и текущих, бюджетный профицит значительно возрос – с 4,5% ВВП в 2012 году до 5,2% в 2013 году. Между тем баланс счета текущих операций изменился — незначительный дефицит, отмеченный в 2013 году, превратился в профицит в первом квартале 2014 года. Это произошло благодаря росту объемов экспорта, главным образом нефти, примерно на 11% в годовом исчислении и падению объемов импорта из-за снижения спроса на него.

Вернувшись впервые с 2000 года на международные рынки облигаций, Казахстан в октябре 2014 года привлек 2,5 млрд. долл. США, разместив 10- и 30-летние облигации, номинированные в долларах США. Облигации с 10- и 30-летними сроками погашения имели уровень доходности 4,073% и 5,116%, соответственно. Несмотря на озабоченность по поводу снижения цен на нефть и последствий замедления экономического роста в России, суммы подписки на эти облигации значительно превысили первоначально намеченные показатели. Чистые поступления от размещения облигаций пойдут на общебюджетные цели, в том числе на финансирование дефицита государственного бюджета.

Объемы НВК оставались высокими на уровне примерно 32% и пришлись главным образом на три банка. В конце 2012 года БТА, третий по величине активов банк Казахстана, накопивший наибольший объем НВК в стране, провел свою вторую реструктуризацию долговых обязательств и в 2014 году находится в процессе слияния с «Казкоммерцбанком».

В 2014 году экономика страны будет расти умеренными темпами. На экономическом росте могут отрицательно сказаться такие факторы, как падение объемов экспорта и цен на нефть, повышение стоимости импортируемых из России капитала и промежуточной продукции. Отрицательные последствия этих процессов могут быть в какой-то степени компенсированы в результате замещения доли других экспортеров в Россию, попавших под действие введенных Россией ответных санкций, запрещающих импорт товаров некоторых категорий из стран Европейского союза и ряда других государств. Кроме того, ожидается, что на экономическом росте страны в 2014 году отрицательно скажутся такие факторы, как падение объема потребительских расходов и наличие задолженности в банковском секторе. Согласно прогнозам, темпы экономического роста в 2015 году будут оставаться на нынешнем уровне, хотя положение здесь по-прежнему остается весьма неопределенным из-за угрозы дальнейшего падения цен на нефть, замедления темпов развития российской экономики и последствий введения Россией ответных санкций в отношении ЕС, США и других стран, ограничивающих импорт из них продукции некоторых категорий.


Основные изменения в области проведения структурных реформ

Подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор о создании ЕАЭС, вступающий в силу 1 января 2015 года, позволит углубить связи между Беларусью, Казахстаном и Россией. В 2010 году эти три страны уже объединились в Таможенный союз ЕврАзЭС. Договором предусматривается обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Государствами–участниками ЕАЭС будет также проводиться скоординированная макроэкономическая и структурная политика в таких ключевых отраслях экономики, как энергетика, промышленность, сельское хозяйство и транспорт. В то время как создание ЕАЭС тесно привязывает Казахстан к системе региональной экономической интеграции с его партнерами, правительство страны в настоящее время стремительно приближается к завершению процесса вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) в конце 2014 года. Членство в ВТО еще в большей степени изменит действующую в Казахстане систему тарифообразования, главным образом в виде корректировки тарифов в сторону их понижения.

Руководство страны активизирует усилия по ускорению хода структурных реформ. В целях продвижения необходимых стране реформ для ее превращения в динамично функционирующую, развивающуюся и рыночную экономику, Казахстаном налажено активное взаимодействие с международными финансовыми организациями, в том числе с ЕБРР. На цели кредитования важных отраслей экономики по линии Национального нефтяного фонда страны и иных источников финансирования будет выделено 2,7 млрд. долл. США, что даст возможность партнерам Казахстана в области развития принять участие в реализации различных проектов путем активизации и расширения диалога с государственными ведомствами и оказания стране технического содействия. Кроме того, руководство страны объявило о принятии широкой программы мероприятий по диверсификации экономики. В Стратегическом плане развития Казахстана на период до 2020 года и Стратегии на период до 2050 года также подчеркивается важность диверсификации экономики страны, оказания поддержки малым и средним предприятиям, проведения дальнейших мероприятий в области приватизации.

В целях улучшения инвестиционного климата в Казахстане приняты дальнейшие меры. С большинством экономически развитых стран значительно упрощен визовый режим, в основу которого положен принцип “зеленого коридора”, включая выдачу специальных «инвесторских» виз сотрудникам высшего управленческого звена иностранных компаний. Для привлечения иностранных работников к реализации инвестиционных проектов упрощен действовавший порядок въезда в страну: предоставлена возможность найма иностранных работников на этапе реализации проекта плюс один год (без получения ими разрешений на работу). Кроме того, Казахстан вводит в правовой оборот принцип стабильности закона в налоговой, миграционной и природоохранной сферах, а также принцип предсказуемости регулируемых тарифов и цен на длительную перспективу. Введены такие дополнительные стимулы, как: выплата компенсации в размере до 30% капитальных затрат (инвестиционные субсидии); освобождение от уплаты налога на доходы юридических лиц на срок 10 лет; выдача длительных гарантий на закупку товаров и услуг отечественными холдингами, компаниями и государственными ведомствами; дотирование части расходов на энергоснабжение и перевозки; установление длительных сроков аренды земель сельскохозяйственного назначения для иностранцев, если они вкладывают средства в товарное производство. Помимо этого, расширены возможности обращения иностранных инвесторов в международный коммерческий арбитраж.

Казахстан приступает к приватизации крупных предприятий. В целях сокращения степени участия государства в экономике страны и повышения доли частного сектора в ВВП правительством страны разработана программа приватизации на 2014–2016 годы. Она начиналась с проведения “Народного IPO” как инициативы по продаже (миноритарных) пакетов акций в ряде отобранных для этой цели крупных компаний физическим лицам и пенсионным фондам, а остатков этих пакетов – другим инвесторам. В апреле 2014 года правительством был утвержден перечень из 94 компаний, вошедших в Самрук-Казына (Фонд национального благосостояния) и подлежащих приватизации. В целях мониторинга хода выполнения программы приватизации в мае 2014 года создан руководящий комитет. Им разработаны и опубликованы правила изъятия активов в рамках выполнения данной программы, в том числе принципы определения прав и обязанностей участников торгов, методики предпродажной подготовки активов и механизмы их реализации (проведение одно- и двухэтапных тендеров и так далее).

Реформируется система государственного управления. В целях упорядочения системы государственного управления путем создания для этой цели компактного государственного аппарата в составе небольшого числа “мегаминистерств”, в августе 2014 года президентом Казахстана объявлено решение о преобразовании 17 министерств в 12. В компетенцию министерства национальной экономики перейдут обязанности министерств экономики и бюджетного планирования, а также министерства регионального развития, государственного агентства по статистике, агентств по защите конкуренции, регулированию естественных монополий и защите потребителей. Будет создано министерство энергетики, которое возьмет на себя функции министерств нефти и газа, промышленности и новых технологий, окружающей среды и водных ресурсов. В дополнение к этому к компетенции министерства энергетики будет отнесено регулирование нефтегазовой промышленности – функция, которую прежде выполняла национальная нефтяная компания “КазМунайГаз”. В рамках этой реорганизации государственного аппарата правительство проводит консолидацию ряда регулирующих ведомств, преобразуя их в свои структурные подразделения.

В августе 2014 года принята программа индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы. Главная цель этой государственной программы заключается в форсировании процессов диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности страны. Кроме того, объявлено о введении налоговой амнистии для малых и средних предприятий с целью списания числящихся за ними по состоянию на 1 октября 2014 года штрафов и санкций.

Укреплена законодательная база системы расчистки НВК. Национальным банком Казахстана (НБК) объявлен план введения требований, предусматривающих сокращение в масштабах всей банковской системы объемов НВК до максимальных уровней в 15% к 1 января 2015 года и 10% к 1 января 2016 года с приданием этим требованиям характера пруденциальных норм регулирования. Принят новый закон о временной отмене налоговых антистимулов, препятствующих списанию НВК. Одновременно с этим создан второй фонд проблемных активов, хотя его объемы по-прежнему скромные. Как ожидается, в ближайшее время в целях усиления защиты юридических прав обеспеченных кредиторов в законодательство о несостоятельности будут внесены изменения.

Для сдерживания стремительных темпов роста объемов потребительского кредитования приняты новые макропруденциальные меры. В 2013 году объемы потребительского кредитования составляли примерно 46%. Согласно новым нормативам, принятым НБК, максимальная величина отношения задолженности к доходу была определена на уровне 50%, норматив достаточности капитала по необеспеченным потребительским кредитам повышен до 100% (с 75%), а на рост объемов потребительских кредитов установлен 30-процентный потолок для каждого банка.

TRANSITION REPORT 2014 Innovation in Transition

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/09/Kazakhstan1.jpg) top left;" title="Kazakhstan">

Highlights

  • Kazakhstan has launched an ambitious economic reform agenda. Structural reforms are speeding up with the support of international financial institutions, including the EBRD. In addition, further steps are being taken to improve the investment climate, public administration is being reformed and a large-scale privatisation programme has been launched.
  • A treaty establishing the Eurasian Economic Union (EEU) was signed in May 2014. The treaty comes into force in January 2015 and will deepen ties between Belarus, Kazakhstan and Russia, which had already joined forces in a Eurasian Customs Union (ECU) in 2010.
  • Uncertainties surrounding the Kashagan oil field still remain. The world’s fifth largest oil field, and potential source of significant government revenues, is not expected to produce at all in 2014 due to gas leaks, and only limited output, if any, can be expected in 2015.

Key priorities for 2015

  • Diversification of the economy and lowering dependence on hydrocarbon exports remain a significant challenge. Dependence on natural resources may increase further as new oil fields come on stream in 2014-18. Implementation of the authorities’ broad diversification programme will be a key challenge.
  • Further progress needs to be made to the structural reform agenda. Improving the country’s competitiveness and productivity requires both public initiative and public support. The authorities have signed partnership agreements engaging international financial institutions, including the EBRD, to accelerate structural reforms and modernise the economy.
  • The large stock of NPLs needs to be addressed. The legal framework for non-performing loan (NPL) resolution has been strengthened, and ambitious targets have been set to reduce NPLs, but actual progress is yet to be seen.

KAZAKHSTAN HAS LAUNCHED AN AMBITIOUS ECONOMIC REFORM AGENDA

A TREATY ESTABLISHING THE EURASIAN ECONOMIC UNION WAS SIGNED IN MAY 2014

UNCERTAINTIES SURROUNDING THE KASHAGAN OIL FIELD STILL REMAIN

2014 sector transition indicators
Corporate Energy Infrastructure FI

Source: EBRD. 
Note: FI – Financial institution; ICT – Information and communication technology; Water – Water and wastewater; IAOFS – Insurance and other financial services; PE – Private equity.


Main macroeconomic indicators %

  2010 2011 2012 2013 2014
          proj.
GDP growth 7.3 7.5 5.0 6.0 5.0
Inflation (average) 7.1 8.3 5.1 5.8 7.9
Government balance/GDP 1.5 6.0 4.5 5.2 3.8
Current account balance/GDP 0.9 5.4 0.5 -0.1 0.3
Net FDI/GDP 2.5 4.6 5.8 3.4 3.5
External debt/GDP 79.9 66.6 67.3 64.2 n.a.
Gross reserves/GDP 21.9 21.8 11.8 9.4 n.a.
Credit to private sector/GDP 34.8 31.8 32.8 32.0 n.a.

Macroeconomic performance

Economic growth remained robust at 6 per cent in 2013. Growth was primarily driven by domestic demand, resilient investment dynamics, strong consumer spending and growing oil extraction. In the first half of 2014 economic growth decelerated to 3.9 per cent reflecting weaker external demand from emerging markets, the slow-down in Russia, lower investor confidence following the devaluation in February and weaker growth in the mining sector. The economy remains highly dependent on oil and gas exports. In June 2014 Standard & Poor’s downgraded Kazakhstan’s credit rating to negative.

The National Bank of Kazakhstan (NBK) devalued the tenge by 20 per cent in February 2014. With more than half of domestic consumer goods imported from abroad, devaluation puts pressure on price levels and the purchasing power of households. To mitigate these effects, the government has imposed anti-inflationary policies, but inflation has nevertheless been rising this year, increasing to 6.9 per cent in July 2014 from 4.8 per cent at the end of 2013.

The fiscal and current accounts remain in surplus. The fiscal surplus improved significantly from 4.5 per cent of GDP in 2012 to 5.2 per cent in 2013, due to the decline in total spending in both capital and current expenditures. Meanwhile the current account balance moved from a marginal deficit in 2013 to a surplus in the first quarter of 2014. This is owing to a rise in exports – mainly oil exports – by around 11 per cent year-on-year, as well as a compression in imports due to lower demand.

Kazakhstan raised US$ 2.5 billion in 10- and 30-year dollar-denominated bonds in October 2014, returning to the international bond markets for the first time since 2000. The 10 and 30-year bonds were priced to yield 4.073 per cent and 5.116 per cent, respectively. The deal was heavily oversubscribed, notwithstanding concerns about the falling oil price and the impact of an economic slow-down in Russia. The net proceeds from the sale will be used for general budgetary purposes, including financing the state budget deficit.

NPLs remain high at around 32 per cent, mostly concentrated in three banks. BTA, Kazakhstan’s third largest bank and the one with the highest level of NPLs in the country, underwent its second debt restructuring at the end of 2012 and is being merged with Kazkommertsbank in 2014.

Economic growth will be moderate in 2014. Weaker exports, a drop in oil prices and higher import costs of capital and intermediate goods from Russia may negatively affect growth. This negative effect might be somewhat offset by export substitutions as a result of Russia’s counter-sanctions on the import of certain goods from the European Union and several other countries. A reduction in consumer spending and continued debt overhang in the banking sector will also likely negatively affect growth in 2014. Growth in 2015 is expected to remain at the current level, although there is still significant uncertainty owing to risks of a further drop in oil prices, the slow-down in Russia’s economy and the impact of counter-sanctions imposed by Russia on the EU, the United States and other countries restricting imports of certain products.


Major structural reform developments

A treaty establishing the Eurasian Economic Union has been signed. The EEU, which formally comes into force on 1 January 2015, will deepen ties between Belarus, Kazakhstan and Russia. The three countries had already joined forces in a Eurasian Customs Union in 2010. The treaty envisages free transit of goods, services, capital and workforce. Member states will also conduct coordinated macroeconomic and structural policies in key sectors of the economy such as energy, industry, agriculture and transport. While the establishment of the EEU keeps Kazakhstan closely engaged in regional economic integration with its partners, the government is also moving rapidly towards finalising its World Trade Organization (WTO) accession by the end of 2014. WTO membership will further change Kazakhstan’s tariff structure, mainly through downward adjustments.

The authorities are stepping up efforts to speed up structural reforms. Kazakhstan has actively engaged with international financial institutions, including the EBRD, to drive forward reforms, which are necessary for the country to become a dynamic emerging market economy. A sum of US$ 2.7 billion will be provided by the country’s National Oil Fund and other sources to finance important sectors of the economy, which will enable development partners to be engaged in different projects by providing enhanced and wide-ranging policy dialogue and technical assistance. The authorities also announced a broad diversification programme. The Strategic Development Plan for Kazakhstan up to 2020 and the 2050 Strategy also outline the importance of economic diversification, support for small and medium-sized enterprises, and continued efforts for privatisation.

Further measures were taken to improve the investment climate in Kazakhstan. The visa regime was significantly simplified for most developed countries based on the “green corridor” principle, including the introduction of special investor visas for senior management of foreign companies. Procedures were simplified to attract foreign labour for investment projects by providing the option of hiring a foreign labour force during the project’s implementation phase plus one year (without foreign workforce permits). Kazakhstan is also introducing the principle of law stability in tax, migration and environmental spheres, as well as predictable regulated tariffs and prices in the long term. Additional incentives were introduced, such as: compensation of up to 30 per cent of capital costs (investment subsidy); corporate income tax exemption for 10 years; long-term guaranteed procurement of goods and services by national holdings, national companies and government agencies; subsidies for part of the energy and transport costs; and prolonged leasing terms of agricultural lands for foreigners should they invest in commodity production. Increased access for foreign investors to international commercial arbitration has also been introduced.

Kazakhstan is launching large-scale privatisation. The government has developed a privatisation programme for 2014-16 to reduce the state’s participation in the national economy and increase the private sector share in GDP. The programme started with the “People’s IPO”, an initiative to sell (minority) stakes in selected major companies to citizens, pension funds and, on a residual basis, other investors. In April 2014 the government approved a list of 94 companies of Samruk-Kazyna (the National Welfare Fund), which will be subject to privatisation. In May 2014 a management committee was created to monitor and control the implementation of the privatisation programme. The committee developed and published the rules for the divestment of assets within the programme, including policies that determine the rights and obligations of bidders, approaches to the preparation of assets prior to sale, and sale mechanisms (single-stage auctions, two-stage auctions, and so on).

Public administration is being reformed. In August 2014 the President of Kazakhstan announced the restructuring of its 17 ministries into 12, thereby streamlining public administration by creating a compact government consisting of a small number of “super ministries”. The Ministry of National Economy will take over the duties of the Ministry of Economy and Budget Planning, the Ministry of Regional Development, the State Statistics Agency, the Agency for Protection of Competition, the Agency for Regulation of Natural Monopolies and the Consumer Protection Agency. A Ministry of Energy will be created and will assume the functions of the Ministry of Oil and Gas, the Ministry of Industry and New Technologies, and the Ministry of Environment and Water Resources. In addition, the Ministry of Energy will become the regulator in the gas and oil sector, a role that was previously exercised by the national oil company KazMunayGas. Within this public administration reorganisation the government is consolidating several regulatory agencies under its branches.

A programme on industrial-innovative development for 2015-19 was approved in August 2014. The main objective of the state programme is to promote diversification and competitiveness in the manufacturing sector. A tax amnesty for small and medium-sized enterprises was also announced to write off overdue fines and penalties as of 1 October 2014.

The legal framework for NPL resolution has been strengthened. The National Bank of Kazakhstan has announced a plan to introduce requirements stipulating the reduction of system-wide NPLs to a maximum of 15 per cent by 1 January 2015 and 10 per cent by 1 January 2016, and make these requirements part of prudential regulation. New legislation, which temporarily removes tax treatment disincentives for NPL write-offs, has been passed. In parallel, a second Distressed Asset Fund has been created, although the volumes involved remain modest. Amendments to the insolvency law to strengthen the protection of legal rights of secured creditors are also expected to be introduced in the near term.

New macroprudential measures are in place to decelerate the rapid growth in consumer lending. Consumer lending stood at around 46 per cent in 2013. Under new regulations adopted by the NBK, a 50 per cent cap has been applied to the debt-to-income ratio, the capital adequacy requirement on unsecured consumer loans has been increased to 100 per cent (from 75 per cent) and a 30 per cent ceiling has been introduced on the growth in consumer loans for each bank.