Доклад о переходном процессе за 2014 год Инновации в переходном процессе

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Georgia-RU.jpg) top left;" title="Грузия">

Основные события

  • В 2014 году экономика страны восстановилась и за первое полугодие выросла на 6%. Темпы роста, составившие в 2010–2012 годах в среднем 6,5%, в 2013 году замедлились до 3,2%. Вместе с тем, согласно прогнозам, в 2014 году они могут восстановиться благодаря снижению уровня политической неопределенности и подписанию соглашения об ассоциации с Европейским союзом (ЕС).
  • В июне 2014 года Грузия подписала с ЕС Соглашение об ассоциации, в том числе Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (УВЗСТ). Страна расширит каналы доступа своих товаров и услуг на рынок ЕС, а УВЗСТ станет стимулом для активизации торговых связей между ЕС и Грузией, устранив определенные препятствия в области торговли. Осуществляемые в настоящее время структурные реформы на пути к принятию европейских стандартов позволят усилить институциональный потенциал страны, создать прозрачную и предсказуемую среду в сферах торговли и инвестиций.
  • В июне 2014 года утверждена Стратегия социально-экономического развития Грузии (ССЭР) на период до 2020 года. Цели стратегии – способствовать обеспечению макроэкономической стабильности, повысить эффективность работы государственного аппарата, усилить конкурентоспособность частного сектора, расширить доступ к источникам финансирования, укрепить потенциал человеческого капитала.

Ключевые приоритеты на 2015 год

  • Большое значение будет иметь активизация усилий по улучшению состояния бизнес-среды. Показатели состояния бизнес-среды в стране оцениваются положительно, но здесь требуются дальнейшие усилия, в том числе в вопросах укрепления системы налогового администрирования, обеспечения равных условий для деятельности компаний и повышения уровня прозрачности в работе судебной системы.
  • Одним из ключевых приоритетов по-прежнему остается улучшение положения в отрасли энергетики, особенно в плане обеспечения энергонезависимости. Это необходимо для того, чтобы заложить основу для повышения конкурентоспособности и стабилизации макроэкономического положения. В УВЗСТ прописаны важные положения, относящиеся к сектору энергетики (ценообразование, транспортировка и транзит энергоносителей, а также создание в данной отрасли независимого регулятора).
  • Руководству страны необходимо активизировать усилия по снижению уровня политической неопределенности. Снижение уровня политической неопределенности и обеспечение последовательности в принятии решений позволят Грузии стать привлекательной в инвестиционном плане страной. Кроме того, правительству страны нужно активнее вести свою информационно-разъяснительную работу среди инвесторов как отечественных, так и иностранных.

В 2014 ГОДУ ЭКОНОМИКА СТРАНЫ ВОССТАНОВИЛАСЬ И ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ВЫРОСЛА НА 6%

В ИЮНЕ 2014 ГОДА ГРУЗИЯ ПОДПИСАЛА СОГЛАШЕНИЕ ОБ АССОЦИАЦИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

В ИЮНЕ 2014 ГОДА УТВЕРЖДЕНА СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГРУЗИИ (ССЭР) НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Показатели переходного процесса по секторам за 2014 год
Корпоративный сектор Энергетика Инфраструктура Финансовые организации

Источник: ЕБРР.
Примечание. ФО – финансовые организации; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство; СИДФУ – страхование и другие финансовые услуги; инв. фонды – инвестиционные фонды.


Основные макроэкономические показатели (%)

  2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
          прогноз
Рост ВВП 6,3 7,2 6,2 3,2 4,0
Инфляция (в среднем) 7,1 8,5 -0,9 -0,5 4,0
Сальдо госбюджета/ВВП -6,6 -3,6 -2,8 -2,6 -3,7
Баланс текущего счета/ВВП -10,2 -12,7 -11,7 -5,9 -8,4
Чистые ПИИ/ВВП 5,8 6,2 3,9 5,6 5,7
Внешний долг/ВВП 86,8 80,1 83,5 81,7
Валовые резервы/ВВП 19,5 19,5 18,1 17,5
Кредитование частного сектора/ВВП 30,5 32,1 33,7 39,4

 

Макроэкономические показатели

После замедления темпы экономического роста страны значительно ускорились к концу 2013 года и в первом полугодии 2014 года оставались на хорошем уровне. В результате снижения объемов государственных и частных инвестиций, а также фактора политической неопределенности, связанного с переходом власти в стране в результате прошедших, а также предстоящих президентских выборов, темпы роста экономики, составившие в 2010–2012 годы в среднем 6,5%, в 2013 году упали до 3,2%. В 2013 году благодаря открывшемуся вновь российскому рынку экспорта продовольствия и повышению спроса на продукцию Грузии в странах ЕС главными локомотивами роста стали сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, торговля и транспорт. В то же время на волне снижения объемов инвестиций в инфраструктуру произошло замедление темпов развития строительного сектора. В первой половине 2014 года благодаря восстановлению динамики внутреннего спроса и объемов экспорта показатели экономического роста достигли 6,2%.

В 2013 году показатели инфляции составили в среднем -0,5%, но с октября 2013 года произошло их повышение, завершившее почти двухлетний цикл ценовой дефляции. В августе 2014 года инфляция в годовом исчислении составила 3,4%, приблизившись к заданной Национальным банком Грузии контрольной цифре в 6%. В 2013 году курс лари по отношению к доллару США оставался в целом стабильным, хотя к концу года он испытал на себе определенное давление после принятия Федеральной резервной системой США решения о «свертывании» объемов программы количественного смягчения и вливания бюджетных средств в конце года. Это заставило Национальный банк продать 440 млн. долл. США в период с ноября 2013 года по январь 2014 года. В феврале 2014 года – впервые с начала 2011 года – Национальный банк поднял ставку рефинансирования на 25 базисных пунктов, доведя ее до 4%.

В 2013 году дефициты счета текущих операций и бюджета сократились, но в 2014 году ожидается их увеличение. Дефицит счета текущих операций существенно сократился – с 12% ВВП в 2012 году до 5,9% ВВП в 2013 году. Главной причиной этого стало замедление темпов импорта, вызванного падением внутреннего спроса и высокими показателями экспорта, благодаря вновь открывшимся для страны российским рынкам сбыта. По мере ускорения темпов экономического роста дефицит внешнеторговых операций, как ожидается, будет вновь увеличиваться. В результате снижения объемов капитальных затрат и проведенных проверок государственных контрактов дефицит бюджета в 2013 году сократился до 2,6% ВВП. Согласно прогнозам, в 2014 году он повысится до 3,7% ВВП на волне роста социальных и капитальных расходов и относительного уменьшения объемов поступлений в бюджет из-за отсроченных последствий замедления в 2013  году темпов роста экономики.

В 2014 году ожидается восстановление темпов экономического роста. На фоне снижения уровня политической неопределенности и подписания соглашения об ассоциации с ЕС, что создало благоприятные условия для восстановления внутреннего спроса, экономика Грузии продолжала расти более высокими, чем в прошлом году, темпами. Вместе с тем ее рост тормозился в результате кризиса в Украине и неопределенной обстановки в регионе, где в ряде стран–партнеров Грузии по экспорту, в частности, в Армении и Украине, наблюдалось снижение внешнего спроса. Отмечается возникновение элементов неопределенности с нынешним договором о свободной торговле с Россией, которая стала относительно крупным для Грузии новым рынком экспорта ее сельскохозяйственной продукции и напитков, изготовление которых требует применения трудоемких технологий. Согласно прогнозам, темпы экономического роста в стране в 2015 году будут оставаться на их текущих уровнях. Введение в действие УВЗСТ позволит заложить основу для активизации экономической деятельности, однако кризис в Украине будет и далее отрицательно сказываться на экономическом росте страны в ближайшей перспективе.


Основные изменения в области проведения структурных реформ

Показатели инвестиционного климата Грузии остаются одними из лучших в регионе. Процесс приватизации крупных предприятий продвинулся далеко вперед, работа налоговых и таможенных служб в целом налажена хорошо, в борьбе с коррупцией достигнуты ощутимые результаты. Согласно докладу Всемирного банка «Doing business» за 2015 год, занявшая 15-е место в его рейтинге Грузия стала одной из лучших стран в регионе с переходной экономикой. Новое правительство страны приняло ряд мер политики по укреплению режимов правового регулирования рынков и улучшению состояния бизнес-среды. В частности, было создано Агентство развития предпринимательства (АРП), которое приступит к работе во второй половине 2014 года. По линии АРП для предпринимателей и стартапов будет организована учебная подготовка, им будет оказано содействие в развитии экспортных операций, будут проводиться мероприятия по адаптации малых и средних предприятий (МСП) к соблюдению требований УВЗСТ. В июне 2014 года правительством страны также запущена программа «Производи в Грузии», нацеленная на оказание поддержки МСП и стимулирование национального производства.

Грузия подписала с ЕС Соглашение об ассоциации, в том числе УВЗСТ. Соглашение с ЕС было официально подписано в Брюсселе 27 июня 2014 года и затем ратифицировано парламентом страны в июле 2014 года. Цель соглашения — расширение каналов доступа товаров и услуг Грузии в ЕС путем создания современного, прозрачного и предсказуемого торгового и инвестиционного режима, а также посредством усиления институционального потенциала благодаря переходу на европейские стандарты. Торговые отношения с ЕС могут быть укреплены благодаря заключению УВЗСТ. Европейский союз является одним из основных торговых партнеров Грузии, и на его долю в 2013 году пришелся 21% экспорта страны. В рамках данного соглашения Грузия будет также получать от ЕС техническую и финансовую поддержку. Предметом соглашения об ассоциации и УВЗСТ является широкий круг сфер сотрудничества, и они предусматривают дальнейшее развитие и активизацию политического диалога, в том числе по вопросам внешней политики и безопасности, а также проведение внутренних реформ. Первоочередное внимание уделяется реформированию государственного аппарата и сельского хозяйства, развитию села и судебной системы страны. В августе 2014 года рейтинговое агентство «Moody’s» изменило прогноз по суверенному рейтингу Грузии Ba3 со стабильного на положительный на ожиданиях того, что заключение УВЗСТ, которое вступит в силу в сентябре 2014 года, позволит привлечь в страну дополнительные объемы прямых иностранных инвестиций и повысит ее экспортные показатели.

В июне 2014 года правительство страны утвердило Стратегию социально-экономического развития Грузии на период до 2020 года. Главная цель стратегии – повысить темпы, обеспечить инклюзивность и устойчивость экономического роста путем сохранения макроэкономической стабильности и укрепления потенциала человеческого капитала – систем здравоохранения, образования и социальной защиты. Кроме того, стратегия нацелена на повышение конкурентоспособности частного сектора путем закрепления достигнутых в прошлом успехов и дальнейшего улучшения инвестиционного климата, особенно применительно к МСП. От правительства страны ждут разработки конкретного плана действий по достижению долгосрочных целей развития.

В марте 2014 года внесены новые изменения в закон о свободной торговле и конкуренции. Данный закон был разработан в рамках проведения антимонопольной реформы и нацелен на укрепление институциональной базы развития свободной торговли и конкуренции. Помимо этого правительством страны издан указ о создании антимонопольного ведомства. В дополнение к этому в законодательство по вопросам безопасности пищевых продуктов были внесены изменения, утвержденные парламентом в апреле 2014 года.

Приняты поправки о реформах в секторе АПК. В июле 2014 года президентом страны были подписаны поправки к закону о собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Согласно этому закону, отныне приобретать в собственность земли сельскохозяйственного назначения запрещается иностранным гражданам, зарегистрированным за рубежом юридическим лицам или структурам, учрежденным иностранцами в Грузии. Установленный в этом отношении мораторий будет действовать до 31 декабря 2014 года. Тем временем правительство Грузии ведет разработку государственной политики по вопросам собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Приняты дальнейшие меры по стимулированию кредитования в лари и снижению уровня долларизации в экономике страны. В конце декабря 2013 года парламентом страны одобрено внесение изменений в налоговое законодательство. Согласно новым законодательным актам, номинированные в лари негосударственные облигации, например первый выпуск ЕБРР номинированных в лари облигаций в марте 2014 года, будут облагаться налогом по примеру налогообложения государственных ценных бумаг страны.

В апреле 2014 года регулятором электроэнергетики страны утвержден новый Кодекс сети электропередач. Документ с подробным описанием этого сетевого кодекса полностью отвечает требованиям ЕС. Разработка таких кодексов лежит в русле взятого правительством страны обязательства по проведению широкого круга отраслевых реформ в рамках реализации в 2015 году модели создания в Грузии рынка электроэнергии. Помимо этого, министерством энергетики в январе 2014 года внесены изменения в регламент функционирования рынка электроэнергии в целях создания условий для принятия регулятором этой отрасли сетевого кодекса и предоставления приоритетного доступа к сети электропередач новым предприятиям гидро- и возобновляемой электроэнергетики.

TRANSITION REPORT 2014 Innovation in Transition

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Georgia.jpg) top left;" title="Georgia">

Highlights

  • The economy recovered in 2014 and grew by 6 per cent in the first half of the year. After averaging 6.5 per cent between 2010 and 2012, growth slowed to 3.2 per cent in 2013, but is expected to recover in 2014 on the back of reduced political uncertainty and the signing of the Association Agreement (AA) with the European Union (EU).
  • Georgia signed the Association Agreement, including the DCFTA, with the EU in June 2014. The country will gain better access to the EU market for its goods and services, and the Deep and Comprehensive Free Trade Agreement (DCFTA) will boost trade between the EU and Georgia by removing certain trade obstacles. Ongoing structural reforms towards the adoption of European standards will enhance the country’s institutional capacity and create a transparent, and predictable, trade and investment environment.
  • The Georgia 2020 Socio-economic Development Strategy (SDS) was approved in June 2014. The SDS aims to promote macroeconomic stability, generate a more effective public administration, enhance private sector competitiveness, improve access to finance and strengthen human capital.

Key priorities for 2015

  • It will be important to increase efforts to improve the business environment. Georgia scores well in terms of its business environment indicators, but further efforts are required, including strengthening tax administration, ensuring a level playing field and enhancing transparency on the judicial front.
  • Enhancement of the energy sector, in particular energy security, remains a key priority. This is required to provide a base for competitiveness and a stable macroeconomic environment. Important provisions with respect to the energy sector (pricing, transport, transit of energy and the setting up of an independent energy regulator) have been captured in the DCFTA.
  • Authorities need to step up efforts to decrease political uncertainty. Reduced political uncertainty and consistent decision-making will help to make Georgia an attractive investment location. The government also needs to re-energise its efforts at investor outreach, both domestic and foreign.

THE ECONOMY RECOVERED IN 2014 AND GREW BY 6 PER CENT IN THE FIRST HALF OF THE YEAR

GEORGIA SIGNED THE ASSOCIATION AGREEMENT WITH THE EU IN JUNE 2014

THE GEORGIA 2020 SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY WAS APPROVED IN JUNE 2014

2014 sector transition indicators
Corporate Energy Infrastructure FI

Source: EBRD.
Note: FI – Financial institution; ICT – Information and communication technology; Water – Water and wastewater; IAOFS – Insurance and other financial services; PE – Private equity.


Main macroeconomic indicators %

  2010 2011 2012 2013 2014
          proj.
GDP growth 6.3 7.2 6.2 3.2 4.0
Inflation (average) 7.1 8.5 -0.9 -0.5 4.0
Government balance/GDP -6.6 -3.6 -2.8 -2.6 -3.7
Current account balance/GDP -10.2 -12.7 -11.7 -5.9 -8.4
Net FDI/GDP 5.8 6.2 3.9 5.6 5.7
External debt/GDP 86.8 80.1 83.5 81.7 n.a.
Gross reserves/GDP 19.5 19.5 18.1 17.5 n.a.
Credit to private sector/GDP 30.5 32.1 33.7 39.4 n.a.

 

Macroeconomic performance

Economic growth decelerated in 2013, but picked up significantly towards the end of the year and remained strong in the first half of 2014. After averaging 6.5 per cent between 2010 and 2012, growth slowed to 3.2 per cent in 2013 due to lower public and private investments, and policy uncertainty related to the post-election political transition and the presidential elections. In 2013 agriculture, manufacturing, trade and transport were the main drivers of growth, benefiting from the reopening of the Russian market for foodstuffs exports and from stronger EU-based demand. Meanwhile, construction slowed on the back of lower infrastructure investments. In the first half of 2014 growth reached 6.2 per cent, driven by recovery in domestic demand and export growth.

Inflation averaged -0.5 per cent in 2013 and has picked up since October 2013, after almost two years of price deflation. Inflation reached 3.4 per cent year-on-year in August 2014 bringing it closer to the National Bank of Georgia’s (NBG) target rate of 6 per cent. In 2013 the lari remained broadly stable against the US dollar, although some pressure emerged towards the year-end, following the US Federal Reserve’s “tapering” and the year-end fiscal liquidity injection, prompting the central bank to sell US$ 440 million between November 2013 and January 2014. In February 2014 the NBG raised its policy rate for the first time since early 2011, by 25 basis points to 4 per cent.

The current account and fiscal balances narrowed in 2013, but are expected to widen in 2014. The current account deficit has narrowed substantially from 12 per cent of GDP in 2012 to 5.9 per cent of GDP in 2013. This was mainly driven by a slow-down in imports in line with weaker domestic demand and a strong performance in exports due to renewed access to Russian markets. The external deficit is expected to widen again as growth picks up. The fiscal deficit shrank to 2.6 per cent of GDP in 2013 as a result of lower capital spending and the review process of public contracts. It is expected to widen to 3.7 per cent of GDP in 2014, with a pick-up in social and capital expenditures and relatively lower revenues, due to the lagged effect of the growth slow-down in 2013.

Growth is expected to recover in 2014. The growth rebound from last year continued, as lower political uncertainty and the signing of the Association Agreement with the EU paved the way to recovery in domestic demand. Growth was, however, constrained as a result of the Ukraine crisis and regional uncertainties, with external demand subdued in a number of export partners, such as Armenia and Ukraine. There is some uncertainty with regard to the current free trade agreement with Russia, which has become a relatively important new market for exports of agricultural products and labour-intensive beverages. Growth in 2015 is expected to stay at the current level. The enactment of the DCFTA will provide a basis for increased economic activity, but the Ukraine crisis will continue to weigh on growth in the near term.


Major structural reform developments

Georgia’s investment climate remains among the best in the region. Large-scale privatisation is very advanced, tax and customs bodies are generally well run, and tangible results have been achieved in fighting corruption. At number 15, Georgia is a top-rated transition country in the World Bank Doing Business 2015 report. The new government has pursued various policies to strengthen regulatory frameworks for markets and to improve the business environment. For example, the Entrepreneurship Development Agency (EDA) was established, which will begin operating in the second half of 2014. The EDA will provide training to entrepreneurs and start-ups, support export promotion, and adapt small and medium-sized enterprises (SMEs) to meet DCFTA requirements. In June 2014 the government also launched the Produce in Georgia programme, which aims to support SMEs and stimulate local production.

Georgia signed an Association Agreement, including a DCFTA, with the EU. The agreement with the EU was officially signed in Brussels on 27 June 2014 and then ratified by parliament in July 2014. The aim of this agreement is to provide better access for Georgian goods and services to the EU by creating a modern, transparent and predictable trade and investment regime, and by enhancing institutional capacity through the adoption of European standards. Trade relations with the EU will likely be reinforced as a result of the DCFTA. The EU is one of Georgia’s main trading partners, accounting for 21 per cent of exports in 2013. As part of the agreement, Georgia will also receive technical and financial support from the European Union. The AA/DCFTA covers a broad range of cooperation areas and provides for further development and strengthening of political dialogue, including foreign and security matters, as well as domestic reform. Priority is given to reforms in public administration, agriculture, rural development and the judicial system. In August 2014 Moody’s changed the outlook on Georgia’s Ba3 sovereign rating to positive from stable, driven by the expectations that the DCFTA, which will enter into force in September 2014, will attract further foreign direct investment and bolster the country’s export performance.

The government approved the Georgia 2020 Socio-economic Development Strategy in June 2014. The main objective of the strategy is to achieve faster, inclusive and sustainable growth by maintaining a stable macroeconomic environment and strengthening human capital – health, education and social safety nets. The strategy also aims to improve private sector competitiveness by building on past successes and further enhancing the investment climate, especially for SMEs. The government is expected to formulate a specific action plan to achieve long-term development objectives.

New amendments to the law on free trade and competition were adopted in March 2014. This law was developed as part of the anti-monopoly reform and aims to strengthen the institutional framework for promoting free trade and competition. The government also issued a decree to set up a competition agency. In addition, the law on food safety underwent amendments, which were approved by parliament in April 2014.

Reforms in the agricultural sector have been passed. In July 2014 the President signed amendments to the law on ownership of agricultural land. Pursuant to the law, agricultural land in Georgia can no longer be acquired by a foreigner, a legal entity registered abroad or a legal entity incorporated by a foreigner in Georgia. This moratorium will remain in effect until 31 December 2014. Meanwhile, the government of Georgia is developing a policy on the ownership of agricultural land.

Further efforts have been made to promote local currency lending and to reduce dollarisation. Parliament approved changes to the tax legislation in late December 2013. Under the new laws, the tax treatment of lari non-sovereign bonds, such as the EBRD’s first issue of lari bonds in March 2014, will be the same as the tax treatment for public debt.

The electricity regulatory authority approved the new Transmission Grid Code in April 2014. The document detailing the grid code fully meets EU requirements. The development of these codes is part of the government’s commitment to a broader set of sector reforms within the Georgian Electricity Market Model 2015. In addition, the Ministry of Energy amended the Electricity Market Rules in January 2014 to enable the adoption of the grid code by the electricity regulatory authority, and to give new hydropower and renewable energy projects priority access to the transmission grid.