Доклад о переходном процессе за 2014 год Инновации в переходном процессе

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Belarus-RU.jpg) top left;" title="Беларусь">

Основные события

  • Снижение темпов экономического роста страны происходит третий год подряд. Беларусь по-прежнему идет путем концентрации значительных ресурсов в государственном секторе и стимулирования внутреннего спроса с помощью социальных выплат. Вместе с тем такой курс государственной политики ведет к снижению показателей экономического роста, серьезной несбалансированности внешних расчетов, увеличению объемов рефинансирования, возникновению рисков при привлечении иностранных источников пополнения ликвидности.
  • На фоне серьезной разбалансированности внешних расчетов Беларусь получает от России новые кредитные ресурсы. Во избежание резкой корректировки своего внешнеэкономического курса правительство страны в ходе проведенных переговоров согласовало с Россией вопросы получения от нее новых кредитов и субсидий на энергоносители. Кроме того, Беларусь подписала договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступит в силу в январе 2015 года.
  • Проведение крайне необходимых структурных реформ опять откладывается. В области либерализации цен достигнуты определенные результаты, хотя тарифы на коммунальные услуги по-прежнему остаются намного ниже уровней возмещения понесенных затрат. На состоянии экономики страны по-прежнему отрицательно сказывается ее зарегулированность.

Ключевые приоритеты на 2015 год

  • Для преодоления несбалансированности внешних расчетов правительству страны необходимо заложить базу макроэкономической политики. К компетенции Национального банка Республики Беларусь (НБРБ) нужно отнести, в первую очередь, вопросы стабилизации темпов инфляции. Рост зарплаты должен идти в ногу с показателями повышения производительности труда, а от установления контрольных цифр выпуска продукции следует отказаться.
  • Для стимулирования процессов развития частного сектора требуются  глубокие институциональные реформы. Необходимо стимулировать процесс приватизации предприятий, а их новые собственники из частного сектора должны получить право строить работу этих предприятий на коммерческих началах. Государственные банки должны постепенно наращивать долю кредитов, выдаваемых на коммерческих условиях, а объемы директивного кредитования необходимо уменьшать.
  • Руководству страны следует заняться реформированием инфраструктуры муниципальных образований, усилить стимулы к повышению показателей энергоэффективности. При установлении ставок оплаты услуг ЖКХ для населения нужно повысить нормы возмещения понесенных издержек на их оказание. Необходимо более активно стимулировать процессы повышения энергоэффективности путем введения рыночного ценообразования на потребляемую энергию и формирования для отрасли возобновляемой энергетики четко проработанной базы ее регулирования.

СНИЖЕНИЕ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ ПРОИСХОДИТ ТРЕТИЙ ГОД ПОДРЯД

НА ФОНЕ СЕРЬЕЗНОЙ РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТИ ВНЕШНИХ РАСЧЕТОВ БЕЛАРУСЬ ПОЛУЧАЕТ ОТ РОССИИ НОВЫЕ КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ

ПРОВЕДЕНИЕ КРАЙНЕ НЕОБХОДИМЫХ СТРУКТУРНЫХ РЕФОРМ ОПЯТЬ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Показатели переходного процесса по секторам за 2014 год
Корпоративный сектор Энергетика Инфраструктура Финансовые организации

Источник: ЕБРР.
Примечание. ФО – финансовые организации; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство; СИДФУ – страхование и другие финансовые услуги; инв. фонды – инвестиционные фонды.


Основные макроэкономические показатели (%)

  2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
          прогноз
Рост ВВП 7,7 5,5 1,7 0,9 0,7
Инфляция (в среднем) 7,7 53,2 59,2 18,3 18,9
Сальдо госбюджета/ВВП -4,3 -2,9 0,5 -0,8 -3,3
Баланс текущего счета/ВВП -15,0 -8,5 -2,9 -10,1 -8,5
Чистые ПИИ/ВВП 2,4 6,5 2,1 2,9 2,6
Внешний долг/ВВП 52,1 57,7 54,2 54,1
Валовые резервы/ВВП 6,3 10,2 9,2 7,0
Кредитование частного сектора/ВВП 44,1 38,6 21,5 22,6

Примечание. Сальдо государственного бюджета означает увеличенный общий государственный баланс.

Макроэкономические показатели

Модель экономического роста страны себя уже исчерпала. За последние два года темпы экономического роста замедлились почти до полной остановки (0,9% в 2013 году и, согласно прогнозам, 0,7% в 2014 году), что стало отражением неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и недостаточных уровней конкурентоспособности экспортной продукции страны. Непрерывный процесс стимулирования внутреннего спроса путем повышения реальной заработной платы и наращивания объемов кредитования привел к снижению показателей конкурентоспособности, значительной несбалансированности внешних расчетов и хроническому давлению на падающий белорусский рубль. В 2014 году инфляция, отчасти подпитываемая повышением регулируемых цен, по-прежнему демонстрировала высокие темпы роста, составившие в годовом исчислении от 15 до 20%.

Вместо принятия серьезных мер по преодолению несбалансированности внешних расчетов руководство страны привлекает иностранную помощь для финансирования образовавшегося дефицита. Находясь под давлением увеличивающегося дефицита текущих операций, растущих объемов закупок наличной валюты и крупных валютных платежей в счет погашения государственного долга, валовые объемы золотовалютных резервов страны устойчиво снижаются, и уже упали  намного ниже критического уровня, что становится серьезной угрозой для внешнеэкономической стабильности страны. Поскольку Беларусь по-прежнему остается отрезанной от внешних рынков и лишена поддержки со стороны Международного валютного фонда (МВФ), правительство страны во избежание резкого ослабления рубля обратилось за финансовой помощью к России. Получив от нее в июне 2014 года бридж-кредит в сумме 2 млрд. долл. США, страна несколько улучшила положение со своими международными резервами, но их объемы по-прежнему остаются низкими, покрывая семь недель импорта. В октябре 2014 года по итогам проведенных переговоров Беларусь получила право сохранять за собой все экспортные пошлины на нефтепродукты, которые она ранее перечисляла России. Этот вид субсидирования может дать Беларуси в общей сложности до 3 млрд. долл. США в год и помочь ей закрыть в 2015 году брешь во внешнем финансировании.

Кредитно-денежная политика оставалась нестабильной в условиях, когда Центральный банк то оказывал поддержку национальной валюте, то стимулировал процессы экономического развития страны. В 2013 году НБРБ продолжал курс на постепенное ослабление белорусского рубля на 10%, а затем в первые девять месяцев 2014 года понизил его еще на 10%. В июне 2013 года, по мере усиления давления на слабеющий рубль, НБРБ ужесточил свою политику в области ликвидности и несколько раз повышал процентные ставки. В конце 2013 года НБРБ вновь постепенно снижал ставки рефинансирования с помощью директивных кредитов госбанков, выдаваемых по более низким, чем рыночные, процентным ставкам. В мае 2014 года в целях стимулирования процессов кредитования НБРБ установил лимиты на повышение ставок для кредитов в национальной валюте.

Действующая сегодня экономическая модель нежизнеспособна. На фоне усиления геополитической напряженности в регионе краткосрочные перспективы развития экономики Беларуси выглядят неопределенно. Введение санкций в отношении России может привести к замедлению темпов ее экономического роста и снизить ее возможности в части оказания финансовой помощи Беларуси, что может пагубно сказаться на последней. Вместе с тем введенный Россией запрет на импорт продовольствия из ряда европейских стран может обернуться ростом спроса на экспорт сельскохозяйственной продукции из Беларуси. Фактор неопределенности усиливается ввиду предстоящих президентских выборов и возможного влияния их результатов на экономический курс страны. Несмотря на вливание Россией финансовых средств в экономику Беларуси, хроническая высокая уязвимость страны перед факторами внешнего воздействия резко повышает вероятность его внезапной корректировки. В отдаленной перспективе экономический рост будет сдерживаться структурными недостатками действующей сегодня экономической модели, в основе которой лежит обеспечение полной занятости населения главным образом в секторе, находящемся под контролем государства. Это не только препятствует перемещению потоков капитала и рабочей силы в новые более производительные отрасли экономики, но и вносит искажения в систему ценообразования, ведет к нерациональному распределению ресурсов.


Основные изменения в области проведения структурных реформ

После двухлетнего перерыва в переговорном процессе в конце 2013 года правительство страны на короткое время вновь взяло курс на приватизацию. Столкнувшись с дефицитом валютных средств, правительство Беларуси приняло решение возобновить приватизацию крупных предприятий, рассчитывая выручить на этом в 2014 году 2,5 млрд. долл. США (первоначально, согласно принятому в октябре 2013 года плану совместных действий, выручка от приватизации оценивалась в сумме 4,5 млрд. долл. США). Вместе с тем большинство из приватизационных сделок просто не состоялось. В конце 2013 года Беларусь совершила всего лишь две крупные сделки такого рода: продажа принадлежавшей государству 26-процентной доли в капитале банка «ВТБ» (Беларусь) российскому холдингу и продажа местному инвестору Кохановского экскаваторного завода. В начале 2014 года производитель стройматериалов ОАО «Белгипс» был продан российской компании. Из-за отсутствия интереса со стороны инвесторов к предлагаемым ценам и условиям продажа ОАО «Гродно Азот» с аукциона и попытка продать долю в «МТС Беларусь» успехом не увенчались. Правительство страны продолжало осуществлять преобразование принадлежащих ему долей в акционерных капиталах ряда государственных предприятий в холдинги и занималось «тонкой настройкой» организационных структур принадлежащих государству предприятий в целях повышения их эффективности и снижения издержек.

Правительство ослабило рычаги регулирования цен, сократив свой перечень  “социально значимых товаров”. Оно повысило цены на услуги ЖКХ и регулируемые цены на ряд других услуг (железнодорожные перевозки, фиксированная телефонная связь, топливо), хотя они остаются ниже уровней возмещения издержек. С января 2014 года государство перестало регулировать цены на мясо и некоторые виды рыбной продукции, муку, соль, сахар, подсолнечное масло и еще несколько видов продуктов, хотя и сохранило за собой право вводить временный контроль за ценами. Такой ценовой контроль может вводиться один раз в год на 90-дневный срок. В конце марта 2014 года из этого списка продуктов были изъяты свинина и говядина.

НБРБ продолжал проводить курс на сдерживание масштабов долларизации экономики страны, установив строгие лимиты на объемы валютного кредитования. В начале 2014 года НБРБ ввел запрет на выдачу валютных кредитов корпоративным структурам применительно ко всем внутренним финансовым операциям (за исключением платежей «Белтрансгазу» за прокачку газа) и ограничил сферу такого кредитования только экспортно-импортными операциями. В результате, с февраля 2014 года процесс стремительного наращивания объемов кредитования в иностранной валюте фактически был остановлен. Затем НБРБ смягчил нормы регулирования, разрешив банкам в рамках договоров с международными финансовыми организациями кредитовать в иностранной валюте малые и средние предприятия (МСП) и отменив запрет на краткосрочное кредитование в иностранной валюте экспортеров, располагающих достаточными объемами доходов.

Правительство страны стимулирует экономический рост в секторе МСП. Сектор МСП во многом остается недоразвитым. В 2013 году на долю малых и средних предприятий пришлось всего 22% ВВП и 37% экспорта. В августе 2014 года Банк развития Республики Беларусь объявил о реализации проекта по кредитованию МСП на сумму 300 млрд. белорусских рублей (примерно 29 млн. долл. США) по процентным ставкам не выше 24,5% и со сроками погашения до 5,5 лет. В дополнение к этому в целях создания благоприятных условия для банковского кредитования МСП НБРБ внес предложение о создании гарантийного фонда.

Продолжается процесс принятия вносящих искажения нормативно-правовых актов, нацеленных на импортозамещение. Вступивший в силу в конце июля 2014 года новый закон о торговле содержит всеобъемлющий свод норм регулирования сферы розничной торговли на микроуровне. Квота продаж конкретного оператора розничной торговли в конкретном географическом районе устанавливается законом на уровне не выше 20%. Кроме того, в законе прописаны новые требования к размещению торговых точек площадью более 400 квадратных метров и обязанность предприятий розничной торговли увеличить число товаров отечественного производства, предлагаемых покупателям. Данный закон преследует цель повысить нормы защиты потребителей и оказать содействие в развитии конкуренции, хотя он также воздвигает препятствия в деятельности старых и новых участников рынка, ставит в привилегированное положение производителей отечественной продукции по отношению к поставщикам импортных товаров. Еще одной попыткой правительства страны приостановить рост объемов импорта потребительских товаров стало внесение изменений в налоговое законодательство и введение 90-дневной отсрочки на возмещение налога на добавленную стоимость (НДС).

В 2014 году приняты меры к устранению перекрестного субсидирования в ЖКХ. С целью повышения коммунальных тарифов для населения и постепенного устранения перекрестного субсидирования в Брестской области запущен финансируемый государством пилотный проект. Его основная цель заключается в увеличении стимулов к повышению эффективности производства. Их введение позволит предприятиям централизованного теплоснабжения оставлять за собой накопленную к концу года выручку, которую можно будет реинвестировать или распределить в качестве материального поощрения среди работников этих предприятий (вместо того, чтобы возвращать всю эту выручку местным органами власти). Для упрощения системы перекрестного субсидирования между сектором электроснабжения и сектором централизованного теплоснабжения, а также между бытовыми и промышленными потребителями решением правительства отменены льготные тарифы на теплоснабжение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

TRANSITION REPORT 2014 Innovation in Transition

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Belarus.jpg) top left;" title="Belarus">

Highlights

  • Economic growth has slowed for the third consecutive year. Belarus continues to concentrate significant resources in the state sector and to stimulate domestic demand by raising social benefits. However, these policies are now leading to weaker growth, large external imbalances, and high refinancing and external liquidity risks.
  • Belarus has secured new funding from Russia amid large external imbalances. The government negotiated new loans and energy subsidies with Russia to avert a sharp external economic adjustment. Belarus also signed the Eurasian Economic Union (EEU) treaty, which will come into effect in January 2015.
  • Much-needed structural reforms are further delayed. There has been some progress on price liberalisation, although utility prices remain far below cost recovery. Over-regulation continues to negatively affect the economy.

Key priorities for 2015

  • The authorities must establish a macroeconomic policy framework to reduce external imbalances. The central bank should be charged primarily with stabilising inflation. Wage growth should reflect productivity developments, and the use of output targets should be phased out.
  • Deep institutional reforms are needed to encourage private sector development. Privatisation of enterprises must be encouraged and new private owners should be allowed to manage them on a commercial basis. State-owned banks should progressively increase the proportion of loans offered on a commercial basis, and directed lending should be reduced.
  • The authorities should reform municipal infrastructure and increase incentives for greater energy efficiency. Cost recovery of municipal tariffs paid by households should be increased. Incentives for improving energy efficiency need to be strengthened through market pricing of energy and the establishment of a clear framework for renewable energy.

ECONOMIC GROWTH HAS SLOWED FOR THE THIRD CONSECUTIVE YEAR

BELARUS HAS SECURED NEW FUNDING FROM RUSSIA AMID LARGE EXTERNAL IMBALANCES

MUCH-NEEDED STRUCTURAL REFORMS ARE FURTHER DELAYED

2014 sector transition indicators
Corporate Energy Infrastructure FI

Source: EBRD.
Note: FI – Financial institution; ICT – Information and communication technology; Water – Water and wastewater; IAOFS – Insurance and other financial services; PE – Private equity.


Main macroeconomic indicators %

  2010 2011 2012 2013 2014
          proj.
GDP growth 7.7 5.5 1.7 0.9 0.7
Inflation (average) 7.7 53.2 59.2 18.3 18.9
Government balance/GDP -4.3 -2.9 0.5 -0.8 -3.3
Current account balance/GDP -15.0 -8.5 -2.9 -10.1 -8.5
Net FDI/GDP 2.4 6.5 2.1 2.9 2.6
External debt/GDP 52.1 57.7 54.2 54.1 n.a.
Gross reserves/GDP 6.3 10.2 9.2 7.0 n.a.
Credit to private sector/GDP 44.1 38.6 21.5 22.6 n.a.

Note:  Government balance refers to augmented general government balance

Macroeconomic performance

The country’s growth model has exhausted itself. Growth has slowed almost to a halt over the past two years (0.9 per cent in 2013 and forecast at 0.7 per cent in 2014), reflecting a weak external environment and insufficient export competitiveness. The continuous stimulation of domestic demand with real wage and credit increases resulted in a decline in competitiveness, wide external imbalances and recurring devaluation pressures. Partly bolstered by regulated price hikes, inflation remained high between 15 and 20 per cent year-on-year during 2014.

The authorities used external support to finance external imbalances, rather than seriously addressing them. Driven by the widening current account deficit, increased cash foreign exchange purchases and large public foreign currency debt repayments, gross foreign reserves have been in steady decline to far below critical levels, posing a serious threat to external stability. As Belarus remains cut off from external markets and lacks support from the International Monetary Fund (IMF), the authorities sought funding from Russia to avert a sharp devaluation. After receiving a bridge loan of US$ 2 billion from Russia in June 2014, international reserves improved slightly but remained low at seven weeks of import coverage. In October 2014 Belarus negotiated the right to retain all export taxes on oil products it had been previously transferring to Russia. This form of subsidy may total up to US$ 3 billion per year and could help Belarus finance its external funding gap in 2015.

Monetary policy became volatile as the central bank swung between supporting the currency and stimulating the economy. The National Bank of the Republic of Belarus (NBRB) continued to gradually devalue the rouble by 10 per cent in 2013, followed by another 10 per cent in the first nine months of 2014. In June 2013, as devaluation pressures increased, the NBRB tightened liquidity and hiked interest rates several times. In late 2013 the NBRB again gradually eased policy rates, with directed lending from state-owned banks at below-market interest rates. In May 2014 the central bank capped local currency lending interest rates for corporates in an effort to stimulate lending.

The existing economic model is not viable. The short-term outlook for Belarus’s economy is uncertain in light of heightened geopolitical tensions in the region. Sanctions on Russia could lead to an economic slow-down and reduce Russia’s ability to provide financial support, which could adversely affect Belarus. However, Russia’s move to ban European food imports could mean an increase in demand for Belarus’s agricultural exports. Uncertainty is aggravated by the upcoming presidential elections and its implications for the country’s economic policy. Persistently high external vulnerabilities, despite financial injections from Russia, keep the risk of a sudden adjustment high. In the longer term, economic growth is limited by the structural deficiencies of the existing economic model, which is based on full employment primarily in the state-controlled sector. This not only constrains the reallocation of capital and labour to new, more productive sectors of the economy, but also distorts the price system and misallocates resources.


Major structural reform developments

The authorities briefly resumed privatisation in late 2013 after shelving talks for nearly two years. Faced with foreign exchange shortages, the government decided to resume the privatisation of major enterprises, anticipating US$ 2.5 billion in privatisation revenues for 2014 (initially estimated at US$ 4.5 billion in the Joint Action Plan adopted in October 2013). However, most privatisations did not materialise. In late 2013 Belarus completed only two major transactions: the sale of the government’s 26 per cent stake in VTB Bank (Belarus) to a Russian holding company and the sale of the Kokhanov excavator factory to a local investor. In early 2014 Belgips, a producer of construction materials, was sold to a Russian company. The sale of Grodno Azot at auction and attempts to sell a stake in MTS Belarus failed due to a lack of investor interest at the proposed prices and terms. The government continued to reorganise its equity stakes in various state enterprises into holdings and fine-tuned the organisational structures of state-owned enterprises in an attempt to increase efficiency and to reduce costs.

The government loosened price controls by cutting its list of “socially important goods”. It also raised utility prices and other regulated costs (railroad, landlines, fuel), although they remain below cost recovery levels. Since January 2014 meat products, selected fish, flour, salt, sugar, sunflower oil and a few other products have been exempt from government price regulation, although the government retained the option to impose temporary price controls. Such controls may be introduced once a year for 90 days. Pork and beef were excluded from the list at the end of March 2014.

The NBRB continued to pursue policies to limit dollarisation and imposed heavy restrictions on foreign currency lending. Early in 2014 the NBRB banned foreign currency loans to corporates for all domestic operations (excluding gas payments to Beltransgas) and restricted such lending to export-import operations only. Consequently, since February 2014, the rapid build-up of foreign currency loans has virtually halted. The NBRB then eased regulations, allowing banks to lend in foreign currency to small and medium-sized enterprises (SMEs) under agreements with international financial institutions, and cancelling the ban on short-term foreign currency lending to exporters that have sufficient revenues.

The government is stimulating growth in the SME sector. The SME sector is significantly underdeveloped. In 2013 small and medium-sized enterprises accounted for only 22 per cent of GDP and 37 per cent of exports. In August 2014 the Development Bank of the Republic of Belarus announced an SME lending project amounting to 300 billion roubles (approximately US$ 29 million), with lending rates not exceeding 24.5 per cent and tenures up to 5.5 years. In addition, the NBRB suggested creating a guarantee fund to facilitate bank lending to SMEs.

The adoption of distorting regulations aimed at import substitution continued. A new law on trade, effective from the end of July 2014, envisages a comprehensive set of micro-level regulations for the retail sector. The law caps the share of any particular retail operator’s sales volume in a particular geographical area at 20 per cent. It also sets new requirements for the location of outlets exceeding 400 square metres and requires retailers to offer an increased number of domestic goods for customers. The law aims to raise consumer protection standards and to foster competition, although it also introduces barriers for existing and new market players, and favours producers of domestic goods over imports. In another attempt to cool down the growth of consumer imports, the government amended tax laws and introduced a 90-day delay for import value added tax (VAT) deductions.

Steps have been taken to address cross-subsidies in the utilities sector in 2014. The government launched a pilot project in Brest Oblast, which aims to increase residential tariffs in the public utilities sector and gradually phase out cross-subsidies. The programme’s main priority is to increase incentives for greater production efficiency. These incentives will allow district heating companies to retain their year-end savings, which can either be re-invested, or distributed as financial rewards to personnel (rather than all proceeds being returned to the local government). To simplify the system of cross-subsidies between the electricity and district heating sectors, and between residential and industrial customers, the government has phased out preferential heating tariffs for legal entities and individual entrepreneurs.