Доклад о переходном процессе за 2014 год Инновации в переходном процессе

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Azerbaijan-RU.jpg) top left;" title="Азербайджан">

Основные события

  • Большая зависимость экономики страны от добычи углеводородов вскрыла ее уязвимые места. В прошлом году из-за ряда сбоев в процессе нефтедобычи темпы экономического роста в стране значительно замедлились. За пределами углеводородного сектора экономика продолжала расти, подпитываемая государственными расходами. Показатели инфляции оставались низкими, уровни профицита платежного баланса и бюджета медленно падали.
  • Азербайджан осваивал международные рынки капитала. Два размещения еврооблигаций, осуществленные в 2014 году государством и госбанком, нашли положительный отклик у инвесторов и сделали более заметным участие страны в сделках на международных финансовых рынках.
  • По-прежнему остаются нерешенными проблемы в области диверсификации экономики. Меры по диверсификации экономики страны не столько способствовали улучшению бизнес-среды и обеспечению равных условий деятельности, сколько носили в основном характер фискальных и кредитных стимулов.

Ключевые приоритеты на 2015 год

  • Для правительства страны одним из ключевых приоритетов остается диверсификация экономики. Для уменьшения зависимости от углеводородного сектора необходимо добиваться дальнейших результатов в вопросах улучшения бизнес-климата страны, борьбы с коррупцией и усиления антимонопольной политики. Завершение процесса вступления страны во Всемирную торговую организацию могло бы создать условия для увеличения притока иностранных инвестиций и с течением времени стимулировать развитие ненефтяного сектора экономики.
  • Руководству страны следует и далее улучшать условия развития финансового сектора и рынков капиталов. Реструктуризация и прозрачная приватизация крупного госбанка – Международного банка Азербайджана (МБА) – позволит укрепить банковский сектор, перевести его на коммерческую основу и, в конечном счете, прекратить директивное кредитование.
  • Правительству следует усилить меры политики по управлению нефтяным богатством страны. Нынешние и будущие поколения только выиграют от введения в бюджетно-налоговую политику страны правила, предусматривающего сглаживание межпоколенческих перепадов в распределении нефтяного богатства и поддержание бюджетной дисциплины в периоды высоких цен на нефть. Будущие государственные инвестиционные проекты должны быть направлены на увеличение потенциала экономического роста и дополнять инвестиции частного сектора.

БОЛЬШАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ ВСКРЫЛА ЕЕ УЯЗВИМЫЕ МЕСТА

АЗЕРБАЙДЖАН ОСВАИВАЛ МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ КАПИТАЛА

ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЮТСЯ НЕРЕШЕННЫМИ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Показатели переходного процесса по секторам за 2014 год
Корпоративный сектор Энергетика Инфраструктура Финансовые организации

Источник: ЕБРР.
Примечание. ФО – финансовые организации; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство; СИДФУ – страхование и другие финансовые услуги; инв. фонды – инвестиционные фонды.


Основные макроэкономические показатели (%)

  2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
          прогноз
Рост ВВП 5,0 0,1 2,2 5,8 3,0
Инфляция (в среднем) 5,7 7,9 1,0 2,4 1,5
Сальдо госбюджета/ВВП 14,0 11,6 3,8 1,4 0,3
Баланс текущего счета/ВВП 28,0 26,5 21,8 16,7 14,6
Чистые ПИИ/ВВП 0,6 1,4 1,1 1,5 0,6
Внешний долг/ВВП 21,3 20,4 17,0
Валовые резервы/ВВП 12,1 15,9 16,4 19,6
Кредитование частного сектора/ВВП 17,9 17,6 20,1 25,5

Макроэкономические показатели

Волатильность показателей экономического роста. В 2014 году закончился период высоких темпов экономического роста, достигнутых в 2013 году благодаря обусловленному выборами буму в сферах кредитования и государственных расходов, а также стабилизации уровней нефтедобычи. Темпы роста замедлились с 5,8% в 2013 году до — согласно предварительным расчетам — 2,5% в годовом исчислении в первые девять месяцев 2014 года. На показателях роста отрицательно сказалось неожиданное падение объемов нефтедобычи в начале 2014 года. Ненефтяной сектор экономики продолжал стремительно развиваться, хотя и несколько медленнее, чем раньше. Отмеченный в декабре 2013 года значительный скачок цен на топливо, произошедший впервые с 2007 года, не имел длительных последствий, а темпы инфляции, сдерживаемые стабильными ценами на продовольственные товары, оставались низкими: 1% в годовом исчислении по состоянию на июль 2014 года.

Внешнеэкономические показатели страны выглядят стабильными, но постепенно ухудшаются. При относительной стабильности цен на нефть доходы от экспорта углеводородов оставались практически неизменными. Объемы импорта продукции, не связанной с нефтедобычей, продолжали резко возрастать, подпитываемые ростом душевых доходов и объемов потребительского кредита. В результате, общий профицит текущего счета упал еще больше – с 22% ВВП в  2012 году до 17% ВВП в 2013 году. Введенный в апреле 2014 года запрет на ввоз в страну поддержанных автомобилей ряда категорий, не отвечающих требованиям класса «Евро 4» по автомобильному топливу, позволил ненадолго остановить эту тенденцию, о чем свидетельствуют предварительные данные по импорту за второй квартал 2014 года. Внешнеэкономические «подушки безопасности» работали по-прежнему надежно: на конец июня 2014 года золотовалютные резервы и активы Нефтяного фонда составили  49,1 млрд. долл. США (65% ВВП). Центральный банк Азербайджана (ЦБА) по-прежнему обеспечивал стабильность обменного курса маната по отношению к американскому доллару.

Несмотря на сохраняющиеся положительные перспективы развития в ближайшем будущем, долгосрочные перспективы экономического роста зависят от результативности курса реформ. В ближайшей перспективе самыми серьезными вызовами будут оставаться резкие скачки цен на нефть и сбои в нефтедобыче. Вместе с тем наличие у государства крупных золотовалютных резервов позволяет ему смягчать существующие риски. За последнее десятилетие правительству удалось раскрыть углеводородный потенциал страны и, как следствие, способствовать ее экономическому росту и снижению уровня бедности. В последние годы стали очевидными границы роста, основанного на ресурсной базе. Несмотря на постепенное снижение зависимости экономики, бюджета и экспорта от углеводородов, возможности устойчивого развития ненефтяного сектора экономики без постоянно принимаемых государством мер к его стимулированию остаются неясными. Для обеспечения устойчивого развития в долгосрочной перспективе необходимо твердо держать курс на проведение структурных реформ, нацеленных на стимулирование конкуренции, создание благоприятных условий для функционирования открытой экономики и торговли.


Основные изменения в области проведения структурных реформ

При проведении структурных реформ достигнуты определенные результаты, но многие из проблем по-прежнему остаются нерешенными. Как отмечается в «Докладе о глобальной конкурентоспособности за 2014-2015 годы» Всемирного экономического форума, Азербайджан сохранил за собой относительно высокое место в рейтинге конкурентоспособности – 38-е из 144, заняв второе место среди стран бывшего СССР. Этот высокий рейтинг страны главным образом обусловлен стабильностью ее макроэкономического положения. Вместе с тем коррупция по-прежнему представляет собой серьезную проблему, несмотря на ряд принятых в последние годы руководством страны мер по борьбе с нею и улучшению системы управления сферой государственных услуг. Согласно индексу восприятия коррупции организации «Трансперенси Интернешнл», Азербайджан в 2013 году занимал всего лишь 127-е место, поднявшись со 139-го места в 2012 году. В целом, условия бизнес-среды в секторах, не связанных с нефтедобычей, по-прежнему остаются неблагоприятными, о чем свидетельствует относительно низкий рейтинг страны в области ведения бизнеса (80-е место из 189, согласно докладу Всемирного банка «Doing business» за 2015 год»). В результате, приток иностранных инвестиций в ненефтяной сектор экономики является ограниченным.

На международных рынках капитала увеличилось присутствие государственных и корпоративных участников. В марте 2014 года Азербайджан осуществил свою первую эмиссию государственных еврооблигаций с 10-летним сроком погашения, в результате чего привлек 1,25 млрд. долл. США. Размещение этих облигаций вызвало большой интерес со стороны инвесторов и, согласно сообщениям, число поступивших заявок на их приобретение в три раза превысило намеченную сумму подписки. Конечная доходность облигаций была установлена на уровне 5%, что примерно на 220 базисных пунктов выше доходности 10-летних казначейских обязательств США. Успешное размещение государственных облигаций создало условия для совершения других сделок. В июне 2014 года МБА осуществил первую эмиссию 5-летних еврооблигаций на сумму 500 млн. долл. США с доходностью 5,625%. Рынок капитала страны продолжает развиваться. В конце 2014 года планируется провести первичное открытое размещение акций одной из отечественных компаний, специализирующихся в области информационных технологий.

Процесс диверсификации экономики страны идет вяло. Диверсификация экономики рассматривается правительством страны как одна из неотложных приоритетных задач. В своей концепции «Азербайджан 2020: взгляд в будущее», опубликованной в конце 2012 года, руководство страны рассматривает меры повышения конкурентоспособности и наращивания объемов экспорта в качестве необходимых шагов на пути становления ненефтяного сектора экономики. Подход правительства страны к вопросам становления ненефтяного сектора главным образом предусматривает реализацию на государственные средства инфраструктурных проектов, связанных с использованием нефтяного богатства, и прямое участие государства в мероприятиях по стимулированию процессов диверсификации выпускаемой продукции, о чем свидетельствует его стремление заняться строительством промышленных парков. На сегодня это еще не проявилось в ярко выраженной динамике роста экспортных отраслей, не связанных с энергетикой — так в 2013 году их доля в стоимостном выражении составила всего 6% — и не привело к значительному увеличению сегмента частного сектора на рынке труда. В парламенте страны уже долго ждет своего рассмотрения новый кодекс по вопросам конкуренции, и сроки его принятия и ввода в действие остаются неясными.

Реализация крупных инфраструктурных проектов идет по графику. В 2013 году Азербайджан постановил считать Трансанатолийский (ТАНАП) и Трансадриатический (ТАП) трубопроводы главными каналами доставки каспийского газа его европейским потребителям. В мае 2014 года договор управления строительством ТАНАП был заключен с австралийской фирмой «WorleyParsons». Строительство трубопровода ТАНАП протяженностью 1 841 км и с первоначальной пропускной способностью 16 млрд. кубометров газа в год обойдется, согласно расчетам, в 10–11 млрд. долл. США и должно быть завершено в 2018 году. По проекту строительства трубопровода ТАП его акционеры планируют организовать конкурс на заключение договоров строительного подряда в конце 2014 или начале 2015 года. В течение прошлого года активно заключались договоры на разработку проекта «Шах-Дениз II». В то же время происходили сбои в графиках строительства нового порта под Баку (сроки завершения первой очереди которого были перенесены с июня 2014 на начало 2015 года) и железной дороги по маршруту Баку-Тбилиси-Карс.

По-прежнему расширялись посреднические операции в финансовом секторе. После того, как в середине 2012 года, когда Центральный банк страны объявил об установлении для банков нового минимального норматива достаточности капитала на уровне 50 млн. манат (64 млн. долл. США), коммерческие банки начали увеличивать объемы своего капитала. В ноябре 2013 года ЦБА перенес сроки выхода на этот новый норматив с 2014 на 2015 год. По состоянию на июль 2014 года положение с капитализацией банков выглядело стабильным: средние показатели капитализации всех 44 банков превышали минимальный норматив достаточности капитала примерно на 70%. Несмотря на высокую степень их капитализации и малые объемы невозвратных кредитов (НВК), в официальную статистику по НВК попадает только доля кредитов с просроченными платежами в счет уплаты процентных ставок и погашения основной суммы кредитов, и в результате в ней не полностью отражаются качественные характеристики кредитов, находящихся на балансах банков. На долю государственного МБА приходится примерно одна треть всех кредитов, выданных банковской системой страны. В начале 2014 года МБА решил ограничить ускоряющиеся темпы перехода коммерческих банков на кредитование физических лиц путем ужесточения требований к потребительскому кредиту и ограничения нормативов отношения суммы покупки к сумме кредита в области автокредитования. Кроме того, были ужесточены правила резервирования и требования к классификации невозвратных кредитов. По мере совершенствования усилиями МБА инфраструктуры для совершения транзакций в безналичной форме, включая выпуск пластиковых карт, установку платежных терминалов и автоматизированных кассовых аппаратов, объемы безналичных платежей населения продолжали стабильно расти.

TRANSITION REPORT 2014 Innovation in Transition

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Azerbaijan.jpg) top left;" title="Azerbaijan">

Highlights

  • The economy’s high dependence on hydrocarbons output has revealed vulnerabilities. Economic growth slowed considerably in the past year due to some oil output disruptions. Growth outside the hydrocarbon sector continued, propped up by government spending. Inflation has remained subdued, while external and fiscal surpluses slowly narrowed.
  • Azerbaijan tapped international capital markets. Two Eurobond placements in 2014, by the government and state-owned bank, were well received by investors and increased the country’s visibility in international financial markets.
  • Challenges in diversification of the economy remained. Diversification efforts were largely limited to fiscal and credit incentives, rather than improving the business environment and ensuring a level playing field.

Key priorities for 2015

  • Diversification of the economy remains a key priority for the authorities. To reduce dependence on the hydrocarbon sector, further progress should be made in improving the country’s business climate, reducing corruption and strengthening competition policy. Completion of the World Trade Organization accession could increase international investment and encourage development of the non-oil sector over time.
  • The authorities should continue to improve conditions for development of the financial sector and capital markets. Restructuring and transparent privatisation of the major state-owned bank – the International Bank of Azerbaijan (IBA) – would help strengthen the banking sector and commercialise, and eventually unwind, state-directed lending.
  • The government should strengthen policies concerned with managing oil wealth. Present and future generations would benefit from the introduction of a fiscal policy rule that would aim to smooth the intergenerational allocation of oil wealth and promote fiscal discipline during periods of high oil prices. Future public investment projects should be designed to increase growth potential and to complement private sector investments.

THE ECONOMY’S HIGH DEPENDENCE ON HYDROCARBONS OUTPUT HAS REVEALED VULNERABILITIES

AZERBAIJAN TAPPED INTERNATIONAL CAPITAL MARKETS

CHALLENGES IN DIVERSIFICATION OF THE ECONOMY REMAINED

2014 sector transition indicators
Corporate Energy Infrastructure FI

Source: EBRD.
Note: FI – Financial institution; ICT – Information and communication technology; Water – Water and wastewater; IAOFS – Insurance and other financial services; PE – Private equity.


Main macroeconomic indicators %

  2010 2011 2012 2013 2014
          proj.
GDP growth 5.0 0.1 2.2 5.8 3.0
Inflation (average) 5.7 7.9 1.0 2.4 1.5
Government balance/GDP 14.0 11.6 3.8 1.4 0.3
Current account balance/GDP 28.0 26.5 21.8 16.7 14.6
Net FDI/GDP 0.6 1.4 1.1 1.5 0.6
External debt/GDP 21.3 20.4 17.0 n.a. n.a.
Gross reserves/GDP 12.1 15.9 16.4 19.6 n.a.
Credit to private sector/GDP 17.9 17.6 20.1 25.5 n.a.

Macroeconomic performance

Growth has been volatile. The high pace of economic growth in 2013, enabled by the election-related credit and public spending boom and the stabilisation in oil output, petered out in 2014. Growth slowed from 5.8 per cent in 2013 to a preliminary 2.5 per cent year-on-year in the first nine months of 2014. The unexpected decline in oil output at the start of 2014 weighed on growth. The non-oil sector continued to grow fast, albeit at a slower pace than before. A substantial fuel price increase in December 2013, the first since 2007, did not have a lasting effect and inflation has remained low, at 1 per cent year-on-year in July 2014, constrained by stable food prices.

The external position is strong, but slowly deteriorating. With the oil price relatively stable, revenues from hydrocarbon exports remained virtually flat. Non-oil imports continued to surge, boosted by rising incomes and consumer credit. As a result, the overall current account surplus narrowed further from 22 per cent of GDP in 2012 to 17 per cent of GDP in 2013. The ban on some used car imports that do not meet the Euro 4 fuel standard requirement, introduced in April 2014, could temporarily reverse this trend, as evident from the preliminary imports data for the second quarter of 2014. The external buffers remained ample, with foreign exchange reserves and oil fund assets amounting to US$ 49.1 billion (65 per cent of GDP) as of the end of June 2014. The Central Bank of Azerbaijan (CBA) continued to maintain its policy of a stable exchange rate against the US dollar.

While the near-term outlook remains positive, long-term growth prospects hinge on progress in reforms. Oil price shocks and output disruptions remain the biggest challenges in the short term. At the same time, large foreign exchange reserves give the authorities room for mitigating risk. Over the last decade, the government has been successful in leveraging the country’s hydrocarbon potential, and hence in promoting growth and reducing poverty. In the last couple of years the limits to resource-led growth have become evident. While the dependence of the economy, budget and exports on hydrocarbons is slowly decreasing, the ability of the non-oil sector to grow sustainably without constant government stimulus is unclear. Sustained structural reforms aimed at encouraging competition, and facilitating economic openness and trade, are needed to secure sustainable development in the long term.


Major structural reform developments

Some progress has been made in structural reforms, but many challenges remain. In the World Economic Forum’s Global Competitiveness Report 2014-2015 Azerbaijan maintained its relatively high position – 38th out of 144 countries – which is the second-highest ranking among the former Soviet countries. This high ranking is largely due to a stable macroeconomic environment. At the same time, corruption is still a serious concern despite some steps taken by the authorities in recent years to reduce it and to improve governance in public services. In Transparency International’s Corruption Perception Index, Azerbaijan ranked only 127th in 2013, up from its 139th position in 2012. The overall business environment outside the oil sector remains difficult, as evidenced by the country’s relatively low ranking for ease of doing business (80th out of 189 countries in the World Bank’s Doing Business 2015 report). Consequently, foreign investments in the non-oil sector are limited.

The presence of the sovereign and of corporates in international capital markets has increased. In March 2014 Azerbaijan placed its first sovereign Eurobond, raising US$ 1.25 billion for a 10-year issue. The bond attracted significant investor interest and was reportedly more than three times oversubscribed. The final yield was set at 5 per cent, about 220 basis points above the 10-year US treasury yield. The successful sovereign placement paved the way for other deals. In June 2014 the IBA placed a debut 5-year US$ 500 million Eurobond at a 5.625 per cent yield. The local capital market has continued to develop. The first initial public offering of a local IT company is expected to take place by the end of 2014.

Diversification of the economy is progressing slowly. Diversification of the economy is recognised by the government as being an urgent priority. In its Azerbaijan 2020 vision, rolled out in late 2012, the authorities viewed enhancing competitiveness and export growth as necessary steps towards developing the non-oil sector. The government’s approach to developing the non-oil sector of the economy mainly included pursuing government-sponsored infrastructure projects linked to the use of oil wealth, as well as directly intervening to stimulate product diversification, as testified by its drive to build industrial parks. So far, this has not translated into pronounced non-energy exports growth, which was a meagre 6 per cent in value terms in 2013, or into a significant increase in the private sector share of employment. A new competition code has long been pending in parliament and the timeline of its adoption and implementation is unclear.

Major infrastructure projects are on track. In 2013 Azerbaijan determined the Trans-Anatolian (TANAP) and Trans-Adriatic (TAP) pipelines as being the main routes for Caspian gas to European customers. In May 2014 TANAP awarded a construction management contract to the Australian firm WorleyParsons. The 1,841 km TANAP, which should initially pump 16 billion cubic metres of gas annually, will cost an estimated US$ 10 to US$ 11 billion and should be completed in 2018. With regard to the TAP pipeline project, shareholders plan to initiate a construction tender in late 2014 or early 2015. Contracts for the development of the Shah Deniz II project have been actively awarded over the last year. At the same time, there have been delays in construction of the new port near Baku (the first phase of which was postponed from June 2014 to the start of 2015) and of the Baku-Tbilisi-Kars railway.

Financial sector intermediation continued to expand. Since mid-2012, when the CBA announced new minimum bank capital requirements of AZN 50 million (US$ 64 million equivalent), commercial banks have been increasing capital. In November 2013 the CBA postponed the deadline for compliance with the new requirements from 2014 to 2015. As of July 2014 the capital position of banks appears to be strong, with the average capital of all 44 banks being some 70 per cent above the minimum threshold. Despite the high capitalisation and low NPL ratio, official NPL figures include only an overdue portion of interest and principal, and hence do not fully reflect the quality of loans on the banks’ balance sheets. The state-owned IBA represents around one-third of the system-wide loans. In early 2014 the CBA decided to curb the accelerating shift of commercial banks to retail lending by tightening consumer loan requirements and limiting the loan-to-value ratios for car loans. Provisioning rules and NPL classification requirements were also strengthened. Cashless payments by households continued to grow steadily as the CBA improved infrastructure for non-cash transactions, including plastic cards, point-of-sale terminals and automatic teller machines.