Доклад о переходном процессе за 2014 год Инновации в переходном процессе

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Armenia-RU.jpg) top left;" title="Армения">

Основные события

  • Стране не удалось сохранить достигнутые в прошлые годы высокие темпы экономического роста. Факторами сдерживания внутреннего спроса стали низкие уровни инвестиционной активности и личного потребления, в то время как снижение темпов роста в России отрицательно сказалось на показателях экспорта и объемах денежных переводов из России.
  • Неравномерность хода реформ. Правительством страны приняты важные меры по либерализации отрасли воздушного транспорта, но в процессе создания равных условий для деятельности бизнес-структур и уменьшения числа монополий в экономике страны, необходимо добиваться дальнейших результатов.
  • На пути присоединения к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) сделаны новые шаги. В октябре 2014 года Армения подписала с президентами Беларуси, Казахстана и России договор о присоединении к ЕАЭС, который вступит в силу в январе 2015 года.

Ключевые приоритеты на 2015 год

  • Для улучшения состояния бизнес-среды и повышения уровня конкуренции в экономике страны требуется принятие дальнейших мер. Правительству страны следует активнее оказывать содействие в создании равных условий для деятельности бизнес-структур путем осуществления широких мер политики, в том числе эффективных мероприятий в таких сферах, как борьба с монополиями, налогообложение и упорядочение правовых норм, регулирующих работу предприятий.
  • Армении необходимо задействовать новые движущие силы экономического роста. Несмотря на то что для этого уже намечен ряд направлений, в частности, виноделие, огранка алмазов и информационные технологии, внимание следует уделить и горнодобывающей промышленности с упором на экологическую и социальную ответственность ее предприятий, обеспечение прозрачности в их деятельности.
  • Одним из важных приоритетов по-прежнему остается расширение каналов доступа к источникам финансирования, в том числе путем развития национального рынка капитала и дедолларизации банковской системы страны. Руководству страны необходимо сохранить уже набранные темпы становления национального рынка капитала и активизировать свою деятельность по развитию финансовой системы страны для расширения доступа к источникам финансирования.

СТРАНЕ НЕ УДАЛОСЬ СОХРАНИТЬ ДОСТИГНУТЫЕ В ПРОШЛЫЕ ГОДЫ ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ХОДА РЕФОРМ

НА ПУТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЕВРАЗИЙСКОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОЮЗУ (ЕАЭС) СДЕЛАНЫ НОВЫЕ ШАГИ

Показатели переходного процесса по секторам за 2014 год
Корпоративный сектор Энергетика Инфраструктура Финансовые организации

Источник: ЕБРР.
Примечание. ФО – финансовые организации; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии; ВКХ – водопроводно-канализационное хозяйство; СИДФУ – страхование и другие финансовые услуги; инв. фонды – инвестиционные фонды.


Основные макроэкономические показатели (%)

  2010
год
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
          прогноз
Рост ВВП 2,2 4,7 7,1 3,5 3
Инфляция (в среднем) 7,3 7,7 2,5 5,8 2,2
Сальдо госбюджета/ВВП -5 -2,9 -1,6 -1,7 -1,7
Баланс текущего счета/ВВП -14,2 -11,1 -11,1 -8 -7,7
Чистые ПИИ/ВВП 5,6 4,3 4,7 4,9 3,3
Внешний долг/ВВП 66,4 71,5 74,9 81,5
Валовые резервы/ВВП 20,1 19,1 18,1 21,6
Кредитование частного сектора/ВВП 28,4 35,3 42,5 44,9

Макроэкономические показатели

Темпы восстановления экономики в посткризисный период замедлились. В прошлом году Армении не удалось сохранить набранные ею к 2008 году стремительные темпы экономического роста. Достигнув уровня в 7,2% в 2012 году, в 2013 году они упали до 3,5% и оставались низкими в первом полугодии 2014 года. Замедление было вызвано главным образом спадом инвестиционной активности, отчасти из-за задержек в сроках реализации инфраструктурных проектов. Еще одним сдерживающим фактором стали низкие показатели личного потребления, отчасти в результате сокращения притока денежных переводов, доля которых в ВВП страны составляет примерно 18%. Повышенными оставались показатели безработицы и бедности. К середине 2014 года темпы инфляции упали ниже таргета в 4 ± 1,5%. В качестве ответной меры Центральный банк страны смягчил проводимую им кредитно-денежную политику.

Несбалансированность внешних расчетов по-прежнему носит масштабный характер, но держится под контролем. На конец июня 2014 года дефицит текущего счета на 12-месячной скользящей основе слегка увеличился, достигнув  8,8%, отчасти в результате снижения темпов роста российской экономики. В целом, национальная валюта в последние два года оставалась стабильной, совершая колебания в узком диапазоне от 405 до 415 драм за 1 долл. США. Объем официальных резервов позволял покрывать примерно пять месяцев импорта. В марте 2014 года Международный валютный фонд (МВФ) и правительство Армении утвердили 38-месячную программу «Расширенное финансирование» на сумму 128 млн. долл. США. В периоды значительной волатильности рыночной конъюнктуры средства этой программы будут служить буфером для укрепления положительного настроя инвесторов. В 2013 году положение страны в бюджетно-налоговой сфере оставалось устойчивым, причем дефицит государственного бюджета составил 1,7% и 44% ВВП, соответственно.

Краткосрочные перспективы экономического развития характеризуются  неопределенностью. Несмотря на вероятность сохранения в 2014 и 2015 годах динамики роста экономики примерно на уровне 2013 года, напряженность геополитической обстановки в регионе, значительные риски Армении из-за объемов ее торговли и финансовых операций с Россией, а также потенциальный эффект наложенных на Россию международных санкций могут отрицательно сказаться на стране как прямым, так и косвенным образом. Одновременно с этим Армения может извлечь выгоду из увеличения объемов экспорта ее продовольственной продукции в Россию в целях замещения экспорта из стран, оказавшихся под санкциями, и стран, импорт продовольствия из которых был запрещен, а также из снижения цен на энергоносители, активизации внешней торговли и финансово-инвестиционных связей в рамках ЕАЭС. В силу небольших размеров страны, скудости ее ресурсов, отсутствия выхода к морю и действия геополитических факторов огромное значение для долгосрочного развития Армении имеют процессы углубления ее интеграции в экономические связи и дальнейшие меры по обеспечению ее открытости миру. Вследствие этого Армении необходимо проводить политический курс с упором на улучшение инвестиционного климата в стране и управления государственным сектором. С учетом существующих ограничений в части получения кредитов и узкого пространства для бюджетного маневра, Армения также нуждается в создании трансграничной инфраструктуры и развитии взаимосвязей внутри страны.


Основные изменения в области проведения структурных реформ

Новое правительство страны намерено и далее идти курсом институциональных реформ. После ухода в апреле 2014 года в отставку прежнего правительства в мае 2014 года был сформирован новый кабинет. Новое правительство страны заявило о своей приверженности курсу реформ, в том числе курсу на создание равных условий для деятельности частного сектора, на борьбу с коррупцией и уклонением от уплаты налогов. На сегодняшний день заметные результаты на этих направлениях не достигнуты.

Присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу. В октябре 2014 года на прошедшем в Минске саммите Содружества Независимых Государств президент Армении подписал с президентами Беларуси, Казахстана и России договор о присоединении страны к ЕАЭС, который вступит в силу 1 января 2015 года. Теперь, когда Армения стала членом этого союза, ее внешнеторговый курс, как ожидается, приобретет более протекционистский уклон, что характерно для других государств – членов ЕАЭС. В то же время, участие в данном договоре позволит Армении освободить более 800 видов импортной продукции от уплаты гораздо более высоких таможенных пошлин, установленных решением ЕАЭС. Ожидается, что Армения введет в действие тарифы ЕАЭС к 2022 году. В кратко- и среднесрочной перспективе страна, по всей видимости, сможет извлечь для себя выгоду из снижения цен на импортные энергоносители, увеличения объемов таможенных поступлений (Армения получит 1,13% от суммы таможенных пошлин, взимаемых с импортной продукции, поступающей на территорию ЕАЭС), и, возможно, из роста объемов российских инвестиций. Долгосрочные последствия для структуры экономики и внешней торговли страны, равно как и объемы иностранных инвестиций и темпы продвижения реформ по-прежнему остаются неясными.

Решение Армении о присоединении к ЕАЭС создало условия для совершения сделок с энергоносителями. Россия отменила взимаемую ею 30-процентную экспортную пошлину на поставки природного газа, установив таким образом для Армении новую цену на газ на уровне 189 долл. США за 1 000 кубометров (действует с 2014 года). В свою очередь Армения передала остававшийся в ее госсобственности 20-процентный пакет акций газовой монополии «АрмРосГазпром» российскому «Газпрому» (увеличив долю «Газмпрома» в ней до 100%). Кроме того, руководство страны дало согласие на установление 30-летнего иммунитета от действия изменений, вносимых в законы, нормативно-правовые акты, указы и ставки налогообложения корпоративных структур, которые могут отрицательно повлиять на финансовое положение компании. В январе 2014 года американская фирма «ContourGlobal» подписала с правительством Армении договор с целью приобретения за 180 млн. долл. США Воротанского комплекса ГЭС, расположенного на юге страны на реке Воротан каскада из трех гидроэлектростанций общей мощностью 405 МВт. По условиям этого договора, «ContourGlobal» в течение следующих шести лет вложит в модернизацию каскада 70 млн. долл. США. Этот каскад представляет собой одно из крупнейших в стране электрогенерирующих предприятий, на долю которого приходится примерно 15% электрогенерирующих мощностей Армении. Если сделка завершится успехом, она, как ожидается, приведет к диверсификации круга инвесторов, действующих в энергетической отрасли  страны.

Пенсионная реформа подверглась существенной корректировке и ее проведение отложено на будущее. В январе 2014 года постановлением Конституционного суда страны была отменена обязательная составляющая новой накопительной пенсионной системы, которую планировалось ввести в действие в 2014 году. В апреле 2014 года суд своим постановлением признал неконституционность ряда положений закона о пенсионной реформе, а именно: об обязательных отчислениях из зарплаты работников, будущих гарантиях пенсионного обеспечения и штрафах за нарушение пенсионного законодательства. Вынесенным постановлением суда правительству и парламенту страны установлен срок для внесения в закон изменений до 30 сентября. В июне 2014 года парламент принял этот закон в новой редакции, согласно которой государственные служащие должны делать не пенсионные отчисления, а вносить в государственный бюджет “социальные платежи” в размере 5% их месячной заработной платы. Внесение указанных платежей стало обязательным для государственных служащих с начала июля с.г., а для работников частного сектора они будут оставаться добровольными до июля 2017 года.

На пути либерализации отрасли воздушных перевозок сделаны важные шаги. В октябре 2013 года по итогам консультаций с различными национальными и международными заинтересованными сторонами руководство страны объявило о том, что всем национальным и иностранным авиакомпаниям, отвечающим нормам безопасности полетов, будет разрешено совершать рейсы в Армению и из нее без получения специальных разрешительных документов и без ограничений. Это серьезное изменение в лучшую сторону по сравнению с прежними полумерами по либерализации воздушных перевозок, предусматривавшими лишь замену уже обанкротившегося национального перевозчика «Армавиа» на армянские авиакомпании числом до трех, каждая из которых должна была получить сроком на пять лет эксклюзивные права пользования рядом важнейших авиамаршрутов. С учетом отсутствия у Армении выхода к морю воздушные перевозки приобретают для нее особо важное значение. Введение нового принципа «открытого неба» будет способствовать усилению конкуренции в данном секторе, создавать благоприятные условия для интеграции Армении в региональные и глобальные связи. Уже появился ряд свидетельств эффективности этих мер политики, выразившейся в снижении цен на авиарейсы и увеличении пассажиропотоков.

Достигнут прогресс в сферах развития национального рынка капитала и получения доступа к международным ранкам капитала. В декабре 2013 года и январе 2014 года, соответственно, Международной финансовой корпорацией и ЕБРР были осуществлены выпуски номинированных в драмах облигаций, в результате чего эти две организации стали первыми нерезидентами (и международными финансовыми институтами), выступающими в качестве эмитентов ценных бумаг на рынке капитала Армении. Объемы эмиссий в общей сложности составили 4 млрд. драм (примерно 10 млн. долл. США). Несмотря на сравнительно небольшие объемы, эти эмиссии стали важным шагом на пути укрепления рынка капитала Армении. Помимо этого, в сентябре 2013 года Армения осуществила свою первую эмиссию еврооблигаций с 7-летним сроком погашения и таким образом получила от примерно 190 институциональных инвесторов 700 млн. долл. США с доходностью 6,25%. Совершение этой сделки позволило Армении установить свой суверенный эталон на международных рынках капиталов.

TRANSITION REPORT 2014 Innovation in Transition

http://2014.tr-ebrd.com/wp-content/uploads/2014/10/Armenia.jpg) top left;" title="Armenia">

Highlights

  • The economy has been unable to sustain the high-growth momentum of previous years. Weak investor activity and household consumption restrained domestic demand, while exports and remittances suffered from the slow-down in Russia.
  • Reform progress has been uneven. The government has taken important steps towards air traffic liberalisation, but further progress is needed to level the playing field for businesses and to reduce the number of monopolies in the economy.
  • Progress has been made towards integration into the Eurasian Economic Union (EEU). In October 2014 Armenia signed the EEU accession treaty with the presidents of Belarus, Kazakhstan and Russia. The EEU will come into force in January 2015.

Key priorities for 2015

  • Further steps are needed to improve the business environment and strengthen competition in the economy. The government should step up its effort to promote a level playing field for businesses by adopting a broad range of policies, including effective antitrust measures, taxation policies and streamlined regulatory norms for enterprises.
  • Armenia needs to promote new engines of growth. While some sectors have been identified, such as winemaking, diamond cutting and information technology, attention should also be devoted to the mining sector, with a focus on environmental and social responsibility, as well as transparency.
  • Improved access to finance, including through development of the local capital market and de-dollarisation of the banking system, remains an important priority. The authorities should sustain the momentum gained in local capital market development and step up their efforts to develop the financial sector in order to broaden access to finance.

THE ECONOMY HAS BEEN UNABLE TO SUSTAIN THE HIGH-GROWTH MOMENTUM OF PREVIOUS YEARS

REFORM PROGRESS HAS BEEN UNEVEN

PROGRESS HAS BEEN MADE TOWARDS INTEGRATION INTO THE EURASIAN ECONOMIC UNION

2014 sector transition indicators
Corporate Energy Infrastructure FI

Source: EBRD.
Note: FI – Financial institution; ICT – Information and communication technology; Water – Water and wastewater; IAOFS – Insurance and other financial services; PE – Private equity.


Main macroeconomic indicators %

  2010 2011 2012 2013 2014
          proj.
GDP growth 2.2 4.7 7.1 3.5 3.0
Inflation (average) 7.3 7.7 2.5 5.8 2.2
Government balance/GDP -5.0 -2.9 -1.6 -1.7 -1.7
Current account balance/GDP -14.2 -11.1 -11.1 -8.0 -7.7
Net FDI/GDP 5.6 4.3 4.7 4.9 3.3
External debt/GDP 66.4 71.5 74.9 81.5 n.a.
Gross reserves/GDP 20.1 19.1 18.1 21.6 n.a.
Credit to private sector/GDP 28.4 35.3 42.5 44.9 n.a.

Macroeconomic performance

The post-crisis recovery has slowed. In the past year, Armenia has been unable to sustain the rapid pace of economic growth seen before 2008. After expanding 7.2 per cent in 2012, growth decelerated to 3.5 per cent in 2013 and remained in the low-growth territory in the first half of 2014. The slow-down was driven mainly by a contraction in investment activity, in part due to delays in implementing infrastructure projects. Weak household consumption – partly as a result of a slow-down in remittances, which represent approximately 18 per cent of GDP – was another drag on growth. Unemployment and poverty levels remained elevated. By mid-2014, inflation decelerated to below the target range of 4 ± 1.5 per cent. In response, the central bank loosened its monetary policy.

External imbalances remained wide but under control. The current account deficit on a 12-month rolling basis widened slightly to 8.8 per cent as of the end of June 2014, partly due to a decelerating Russian economy. On balance, the currency has been stable over the past two years, fluctuating in the narrow range of 405 to 415 drams against the US dollar. Official reserves covered approximately five months of imports. In March 2014 the International Monetary Fund (IMF) reached an agreement with the Armenian government on a 38-month arrangement under the Extended Fund Facility (EFF), in the amount of US$ 128 million. The EFF will provide buffers in times of significant market volatility, thereby supporting investor sentiment. The fiscal position has been sustainable, with public deficit and debt at 1.7 per cent and 44 per cent of GDP, respectively, in 2013.

The short-term economic outlook is subject to uncertainty. While growth in 2014 and 2015 is likely to continue at roughly similar rates to 2013, the tense geopolitical situation in the region, Armenia’s significant trade and financial exposure to Russia, and the potential impact of international sanctions on Russia, may trigger direct and indirect implications for the country. At the same time, Armenia could benefit from increased food exports to Russia, replacing exports from sanctioned countries and countries affected by the ban on food imports, and gain from lower energy prices, closer trade, as well as financial and investment linkages in the context of the EEU. Deeper integration in the global economy and further efforts to promote openness are crucial for Armenia’s long-term development, given the country’s small size, scarce resources, landlocked status and geopolitical constraints. Armenia therefore needs to pursue policies, which focus on improving the investment climate and public sector governance. Bearing in mind debt affordability constraints and limited fiscal space, Armenia also needs to develop cross-border infrastructure and promote interconnectivity within the country.


Major structural reform developments

The new government has expressed its intent to continue institutional reforms. Following the resignation of the previous government in April 2014, a new cabinet was formed in May 2014. The new government stated its commitment to reforms, which include creating a level playing field in the private sector, tackling corruption and reducing tax evasion. Progress in these areas has been limited so far.

Armenia joined the Eurasian Economic Union. In October 2014 Armenia’s President signed the accession treaty to the EEU with the presidents of Belarus, Kazakhstan and Russia at the Commonwealth of Independent States summit in Minsk. The EEU comes into force on 1 January 2015. With the EEU membership, there is a strong likelihood that Armenia will adopt more protectionist trade policies pursued by other EEU member states. At the same time, the treaty will allow Armenia to exempt more than 800 types of imported goods from much higher customs duties set by the EEU. Armenia is expected to adopt the EEU’s tariffs by 2022. In the short to medium term, the country will likely benefit from lower energy import prices, higher customs revenues (Armenia will receive 1.13 per cent of the amount of customs duties derived from imports of goods into the EEU territory) and possibly increased investments from Russia. Longer-term implications on the structure of the economy and trade, as well as foreign investments and reforms momentum, remain unclear.

Armenia’s decision to participate in the EEU has paved the way for energy deals. Russia waived its 30 per cent export duties on natural gas, thereby setting a new gas price for Armenia at US$ 189 per thousand cubic meters, effective from 2014. In turn, Armenia transferred its remaining 20 per cent government stake in the gas monopoly, ArmRosGazprom, to Russia’s Gazprom (increasing Gazprom’s stake to 100 per cent). In addition, the authorities agreed to a 30-year immunity clause on changes to laws, regulations, decrees and corporate income tax rates that could negatively affect the company’s finances. In January 2014 the US firm ContourGlobal signed an agreement with the Armenian government to acquire Vorotan Hydro Cascade, a series of three hydroelectric power plants totalling 405 MW on the Vorotan River in southern Armenia, for US$ 180 million. Under the terms of the agreement, ContourGlobal will invest US$ 70 million in the facility’s modernisation over the next six years. The Cascade is one of the largest power-generating facilities in Armenia, accounting for approximately 15 per cent of Armenia’s power generation capacity. The deal, if successfully finalised, is expected to diversify investor presence in the country’s energy sector.

Pension reform has been substantially revised and postponed. In January 2014 the Constitutional Court suspended the mandatory pillar of the new funded pension system, which was supposed to become effective in 2014. In April the court ruled that a number of provisions in the pension reform legislation were unconstitutional, namely those related to mandatory employee contributions, future pension guarantees and fines for violation of the pension law. The ruling gave the government and parliament until 30 September to make legal amendments. In June 2014 parliament adopted a new version of the pension law, whereby public sector employees must pay “social payments” to the state budget equivalent to 5 per cent of their monthly salary instead of making pension contributions. The payments were made mandatory for public sector employees as of early July and will be optional for private sector employees until July 2017.

Important steps have been taken towards air traffic liberalisation. In October 2013, following consultations with various local and international stakeholders, the authorities announced that all local and foreign airlines meeting safety standards would be allowed to fly to and from Armenia without special authorisations or restrictions. This is a significant turnaround compared with earlier piecemeal liberalisation plans, which only envisaged replacing the previously bankrupt national carrier, Armavia, with up to three Armenian airlines that would each enjoy a five-year exclusive monopoly over several main routes. Air traffic is of particular importance to Armenia given its landlocked status. The new “open skies” policy will promote competition in the sector and foster Armenia’s regional and global integration. There are some early indications that the policies are effective, with lower prices for air travel and an increased flow of passengers.

Capital market development and access to international capital markets have advanced. The International Finance Corporation and the EBRD issued dram bonds in December 2013 and January 2014, respectively, thus becoming the first non-resident (and international financial institution) issuers in Armenia’s capital markets. The placements amounted to 4 billion drams (approximately US$ 10 million) in total. While the amount is relatively small, this is an important step in strengthening Armenia’s capital market. In addition, in September 2013 Armenia issued its debut 7-year Eurobond, raising US$ 700 million at a 6.25 per cent yield from some 190 institutional investors. The transaction helped to establish Armenia’s sovereign benchmark in international capital markets.